Чье слово для Следственного комитета весомее — Конституции или президента?
Задуманный главой Беларуси Следственный комитет обретает кадровую плоть и кровь. Его председателем Александр Лукашенко назначил 24 октября Валерия Вакульчика (этот бывший контрразведчик ранее возглавлял президентский Оперативно-аналитический центр). Первым заместителем председателя назначен Андрей Швед, покидающий таким образом должность заместителя генпрокурора.
«Вы вхожи во все структуры, пользуетесь поддержкой и доверием президента — лучшего человека и не найдешь», — объяснил Александр Лукашенко лично Вакульчику главный мотив назначения.
Глава государства признался: на должность председателя комитета рассматривалась кандидатура Андрея Шведа. Но, по мнению Лукашенко, при создании новой структуры на первый план выходит организаторская и хозяйственная работа. Швед же займется непосредственно следствием.
Отметим, что Андрей Швед довольно долго работал в Генпрокуратуре, возглавлял ее следственное управление. Как сообщает сайт Генпрокуратуры, «активно участвовал в расследовании ряда сложных уголовных дел, осуществлял руководство несколькими следственными группами».
Также некоторое время Швед работал на должности начальника юридического управления Государственного секретариата Совета безопасности.
Медийной же персоной он стал после того, как возглавил оперативно-следственную группу по делу о теракте в минском метро.
Вообще же решение создать Следственный комитет Лукашенко принял 2 августа по итогам совещания с представителями силового блока. Официально структура должна заработать с 1 января 2012 года.
«Создание Следственного комитета действительно обеспечит независимость и соблюдение законных прав и интересов и граждан, и общества, и государства. Поэтому это важно не только для следователя, это важно и для каждого гражданина, для того, чтобы он понимал, что его вопрос будет рассмотрен максимально объективно и законно», — заявил Валерий Вакульчик в эфире телеканала СТВ.
Валерий Вакульчик родился 19 июня 1964 года в Брестской области. В 1985 году окончил Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище. В 1992 году — Высшие курсы военной контрразведки КГБ СССР. В 2011 году — Академию управления при президенте Республики Беларусь.
С 1985 года по 1991 год Вакульчик служил в Вооруженных силах, с 1991 года по 2008 год — в органах государственной безопасности. С мая 2008 года был начальником Оперативно-аналитического центра (ОАЦ) при президенте. По мнению ряда независимых аналитиков, ОАЦ — серьезная спецслужба с большими полномочиями.
24 мая нынешнего года «Официальный журнал Европейского союза» опубликовал очередной список белорусских чиновников, которым, в связи с нарушениями прав человека в стране, запрещен въезд на территорию ЕС. В этом списке фигурирует и Валерий Вакульчик.
По его собственным словам, ОАЦ является «головным государственным органом Республики Беларусь по технической защите информации». При этом, по мнению Вакульчика, в сфере защиты информации важную роль играет взаимодействие Беларуси и России.
В соответствии с указом Лукашенко от 30 сентября 2010 года № 515 ОАЦ определен «независимым регулятором в сфере информационно-коммуникационных технологий». Согласно указу, эта структура, среди прочего, «принимает решения, обязательные к исполнению операторами электросвязи и иными участниками рынка услуг электросвязи, по вопросам услуг передачи данных и телефонии по IP-протоколу».
Если судить по публикациям «Советской Белоруссии» с июня 2010 по октябрь 2011 года, именно вопросами интернета господин Вакульчик и занимался на своей предыдущей должности: он обещал десятикратное увеличение скорости доступа в сеть, упрощение регистрации интернет-ресурсов и т.п. Вместе с тем, по версии сайта «Белорусский партизан», одной из главных задач ОАЦ являлся контроль за высшими должностными лицами государства.
Правозащитники опасаются, что назначение на должность главы Следственного комитета бывшего контрразведчика и главного регулятора интернета позволит президентской администрации еще больше усилить контроль над обществом.
Бывший следователь прокуратуры, руководитель общественного объединения «Правовая помощь населению» Олег Волчек обращает внимание на то, что возглавить новый комитет поручено человеку, далекому от следствия. «После назначения господина Вакульчика у меня сразу пропало настроение вообще обсуждать целесообразность Следственного комитета», — сказал Волчек в интервью БелаПАН. «Считаю, что на эту должность стоило назначить следователя прокуратуры или как минимум следователя вообще», — объяснил свою позицию юрист и правозащитник.
Обратив внимание на этапы карьеры Вакульчика, Волчек подчеркнул, что следственная работа резко отличается от пограничной службы или контроля над офицерами. Собеседник БелаПАН также озадачен назначением Андрея Шведа, который, по словам бывшего следователя, «раньше никак не блистал в следовательской работе».
Смысл создания новой структуры, по мнению Олега Волчека, заключается в стремлении инициаторов идеи прекратить клановые интриги МВД, КГБ и прокуратуры. Кроме того, следствие владеет оперативной информацией, сведениями о коррупции и реальной статистикой, и «здесь можно легче манипулировать результатами», полагает правозащитник.
Но самым главным обстоятельством, по его мнению, является подотчетность Следственного комитета непосредственно главе государства, что «сузит маневр для тех следователей, которые еще где-то могут возбуждать дела без оглядки на верх».
«И, конечно, я не думаю, что при таких обстоятельствах улучшится предварительное следствие, — заявил Олег Волчек. — Уверен, к сожалению, что поток жалоб граждан в прокуратуру и Администрацию президента не уменьшится».
Следует отметить, что идея создания Следственного комитета не нова. Олег Волчек напомнил: еще Юрий Захаренко «настаивал, что должен быть самостоятельный следственный комитет, подотчетный Совету министров».
К слову, и Андрей Швед в прошлом году напечатал на эту тему статью «Правовое и организационное обеспечение реформы следственного аппарата прокуратуры» в ведомственном издании.
«Исключение в работе следователей фактов нарушений конституционных прав граждан и обвинительного уклона, обеспечение организации такой работы, которая способствовала бы осуществлению следователями своих полномочий в уголовном процессе независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц и в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального закона — актуальная проблема, требующая своего разрешения», — написал тогда Швед.
И далее: «В обозримой перспективе возникает необходимость решения вопроса об окончательном «облике» предварительного следствия в прокуратуре. Объединение следственных подразделений органов прокуратуры в самостоятельную структуру со статусом юридического лица (следственный комитет или следственный департамент), по нашему мнению, представляется наиболее перспективным».
Защита конституционных прав граждан — стремление похвальное. Но в этом ли видит Андрей Швед главную задачу следственной системы? «Выполнение поручений президента Республики Беларусь является важнейшей задачей следственного аппарата и системы органов прокуратуры в целом», — говорится в его статье.
Вот это и настораживает правозащитников.
Антон Тарас