Евросоюз меняет стратегию в отношении Беларуси
13.09.2011 18:00
—
Новости Политики
Евросоюз меняет стратегию в отношении Беларуси
Отношения Беларуси и Евросоюза всегда отличались стабильной нестабильностью. Но сегодня мы находимся в принципиально новой точке на кривой взаимодействия. Да, новые рамочные условия не меняют статус-кво: мяч на белорусской стороне поля. Но Брюссель уже не тот.
Хорошо известно, что объединенная Европа возлагала большие надежды на президентские выборы в Беларуси, проходившие в декабре 2010 года. Европейские лидеры и еврочиновники не ждали чуда; вопрос был не в том, переизберут или нет Александра Лукашенко. Но при всех положительных изменениях в ходе избирательной кампании закрыть глаза на непрозрачный подсчет голосов и брутальный разгон оппозиционной демонстрации Евросоюз не мог.
Сегодня брюссельские чиновники только машут рукой: с Беларусью, мол, перепробовали уже все кнуты и пряники. Санкции? Было. Предложение отмены санкций, возвращение преференций, кредиты, масштабные проекты? Было. Ноль результата, никакого движения в сторону реформ. Минск снова дает обещания и начинает их выполнять? Было, после него последовало 19 декабря.
"Арабская весна" заставила ЕС уточнить ориентиры
Принципиальность и новизну в отношения Минска и Брюсселя добавил не только своеобразный курс внешней политики Беларуси.
"Арабская весна", как любая кризисная ситуация, показала слабые стороны внешней политики ЕС и стала важным уроком. Со странами Северной Африки у Евросоюза отношения складывались по-разному. Марокко, например, направляло даже заявку на вступление в ЕС, а Ливия - противоположный пример. Полковник Муаммар Каддафи считал свой режим достаточно процветающим, чтобы не сотрудничать с объединенной Европой даже в рамках политики добрососедства. Правда, в начале 2000-х он пошел на сближение, от которого выиграл, скорее, не ливийский народ, а компании отдельных стран ЕС, получившие хорошие нефтяные контракты.
Революционная волна Северной Африки докатилась до восточной границы ЕС эхом о фундаментальной важности прав человека. Стабильность - не значит политическая стабильность любой ценой, подумали еврочиновники; нужна долгосрочная стратегия развития гражданского общества.
В июне 2011 года была одобрена реформа Европейской политики добрососедства, которая описывала предыдущие годы реализации этой политики с таким количеством слов "более", что фактически признала ее фиаско.
Брюссель готов предложить соседям индивидуальные программы сотрудничества с "более коротким списком приоритетов, а также с четким указанием последствий тех или иных мер". Кроме того, стороны определят "более четкие цели и более точные ориентиры" (а что было до этого?.. неясные цели и нечеткие ориентиры?..).
После арабских революций возникает вопрос: как быть со странами, которые не хотят сотрудничать на условиях ЕС, - например, с Беларусью? Брюссель готов протянуть руку только тем странам, которые "хотят осуществить реформы и эффективно сотрудничать с ЕС во всех сферах". Помощь "может быть пересмотрена там, где реформы не осуществляются".
Новая максима внешней политики для соседей проста: "чем больше - тем больше, чем меньше - тем меньше".
Посмотрите на Украину, говорят еврочиновники, - революцию невозможно навязать. Если наши соседи хотят демократии и сотрудничества, мы будем рады, но чем меньше они станут проводить демократических реформ, тем меньше будет наша поддержка. Во главу угла Брюссель ставит ценности, на которых и был основан.
В чем сегодня принципиальная позиция Брюсселя?
- ЕС выступает за диалог и оставляет, что называется, дверь открытой: контакты с белорусскими властями не прерваны; Европа верит, что у Минска нет другого варианта, кроме как налаживать отношения;
- начало политического диалога с белорусским режимом возможно только после того, как будут освобождены и реабилитированы все те, кого Запад считает политзаключенными; пока никакой стратегии по Беларуси у ЕС нет;
- только после шага навстречу, когда будут освобождены и реабилитированы политзаключенные, ЕС готов начать обсуждать с Минском ту самую программу сотрудничества с "более коротким списком приоритетов, а также с четким указанием последствий тех или иных мер"; никакого меню, не говоря уже о десертной карте;
- расширение взаимодействия будет прямо пропорционально демократическим реформам и диалогу власти и гражданского общества: чем больше прав человека, тем больше помощи.
Что ЕС может предложить белорусским властям?
Брюссель еще даже не рассмотрел проекты, которые Беларусь, Литва и Украина направили в рамках политики Восточного партнерства.
С другой стороны, Минск набрал в рот воды по другому вопросу. Беларуси летом официально предложили начать переговоры по соглашениям об упрощении визового режима и о реадмиссии, чтобы снизить стоимость шенгенских виз для белорусов. Минск молчит. Потому что имеет теперь острую потребность в валюте?
Так же и со вторым раундом диалога о правах человека, который стартовал в Брюсселе в июне 2009 года и должен продолжиться на белорусской земле.
Преимущества от дружбы с ЕС декларируются все те же: Брюссель может помочь в модернизации белорусской промышленной инфраструктуры, благословить МВФ и Европейский инвестиционный банк на сотрудничество с Беларусью. Но сначала страна должна начать реформы, деньги будут потом...
Но ведь ЕС обещал белорусским властям миллиарды евро!
Нет, таких денег у Евросоюза нет. На всю обновленную Европейскую политику добрососедства запланировано в течение ближайших семи лет выделить 16,1 млрд евро.
Интересно, что не существовало даже 3 миллиардов евро, которые накануне выборов обещали в Минске министры иностранных дел Германии и Польши Гидо Вестервелле и Радослав Сикорски. Оказалось, это была польская импровизация на тему "выбери меня". Еврочиновники и брюссельские аналитики сразу высчитали, что миллиардов на Беларусь у ЕС нет. Но знали ли об этом белорусские власти? Поэтому маловероятными кажутся и последние слухи о 2 миллиардах евро, которые якобы снова были обещаны белорусской власти за демократическое поведение.
Между тем потихоньку расходуется фонд в 87 млн евро, собранный странами ЕС вместе с США (!) для белорусского гражданского общества.
Европа будет ждать?
Да. Евросоюз обжегся и будет ждать. Куда движется Беларусь? Таможенный союз с Россией и Казахстаном уже закрыл для страны возможность заключить с ЕС соглашение о зоне свободной торговли, такое же, как Брюссель обсуждает сейчас с Киевом, способное принести доверие инвесторов и возможности модернизации.
Кроме того, у ЕС сегодня слишком много своих, очень серьезных внутренних проблем, которые требуют внимания. Не хватает сил и ресурсов не просто на Беларусь — на международную арену в общем и целом.
Разочаровавшись революционной сменой власти по американским традициям и вдохновившись событиями в Северной Африке, Брюссель сегодня надеется на то, что экономическая и политическая ситуация вынудит самих белорусов требовать больше прав и свобод, а власти - их расширять.
Брюссель пеняет на отсутствие солидарности внутри третьего сектора в Беларуси: борьба за контакты, контракты, слишком мало объединений и сотрудничества. Мол, дружить против общих проблем белорусы еще не могут. Но и среди стран ЕС сложно говорить о согласии и общей внешней политике. Так, до сих пор европейские столицы не могут определиться с официальным приглашением, кто возглавит белорусскую делегацию 29-30 сентября на саммите Восточного партнерства в Варшаве.
Приведенное выше - сумма моих впечатлений от встреч с чиновниками евроструктур и брюссельскими аналитиками. Конечно, они не всегда договаривают. Но однозначно понимают, что внешняя политика ЕС в отношении Беларуси в том виде, в котором она существовала до сих пор, потерпела фиаско.
Кроме того, внешнюю политику ЕС определяют не еврочиновники, они лишь вносят предложения, а решения принимают сами страны ЕС. Но ведь и эти товарищи, в которых мало согласия, за последний год много чему научились. По крайней мере, не только МИД Германии и Польши.
Новый подход ЕС вдохновляет именно тем, что оставляет свободу выбора, никакого давления. Разве не на этом всегда настаивали белорусские власти?
Хорошо известно, что объединенная Европа возлагала большие надежды на президентские выборы в Беларуси, проходившие в декабре 2010 года. Европейские лидеры и еврочиновники не ждали чуда; вопрос был не в том, переизберут или нет Александра Лукашенко. Но при всех положительных изменениях в ходе избирательной кампании закрыть глаза на непрозрачный подсчет голосов и брутальный разгон оппозиционной демонстрации Евросоюз не мог.
Сегодня брюссельские чиновники только машут рукой: с Беларусью, мол, перепробовали уже все кнуты и пряники. Санкции? Было. Предложение отмены санкций, возвращение преференций, кредиты, масштабные проекты? Было. Ноль результата, никакого движения в сторону реформ. Минск снова дает обещания и начинает их выполнять? Было, после него последовало 19 декабря.
"Арабская весна" заставила ЕС уточнить ориентиры
Принципиальность и новизну в отношения Минска и Брюсселя добавил не только своеобразный курс внешней политики Беларуси.
"Арабская весна", как любая кризисная ситуация, показала слабые стороны внешней политики ЕС и стала важным уроком. Со странами Северной Африки у Евросоюза отношения складывались по-разному. Марокко, например, направляло даже заявку на вступление в ЕС, а Ливия - противоположный пример. Полковник Муаммар Каддафи считал свой режим достаточно процветающим, чтобы не сотрудничать с объединенной Европой даже в рамках политики добрососедства. Правда, в начале 2000-х он пошел на сближение, от которого выиграл, скорее, не ливийский народ, а компании отдельных стран ЕС, получившие хорошие нефтяные контракты.
Революционная волна Северной Африки докатилась до восточной границы ЕС эхом о фундаментальной важности прав человека. Стабильность - не значит политическая стабильность любой ценой, подумали еврочиновники; нужна долгосрочная стратегия развития гражданского общества.
В июне 2011 года была одобрена реформа Европейской политики добрососедства, которая описывала предыдущие годы реализации этой политики с таким количеством слов "более", что фактически признала ее фиаско.
Брюссель готов предложить соседям индивидуальные программы сотрудничества с "более коротким списком приоритетов, а также с четким указанием последствий тех или иных мер". Кроме того, стороны определят "более четкие цели и более точные ориентиры" (а что было до этого?.. неясные цели и нечеткие ориентиры?..).
После арабских революций возникает вопрос: как быть со странами, которые не хотят сотрудничать на условиях ЕС, - например, с Беларусью? Брюссель готов протянуть руку только тем странам, которые "хотят осуществить реформы и эффективно сотрудничать с ЕС во всех сферах". Помощь "может быть пересмотрена там, где реформы не осуществляются".
Новая максима внешней политики для соседей проста: "чем больше - тем больше, чем меньше - тем меньше".
Посмотрите на Украину, говорят еврочиновники, - революцию невозможно навязать. Если наши соседи хотят демократии и сотрудничества, мы будем рады, но чем меньше они станут проводить демократических реформ, тем меньше будет наша поддержка. Во главу угла Брюссель ставит ценности, на которых и был основан.
В чем сегодня принципиальная позиция Брюсселя?
- ЕС выступает за диалог и оставляет, что называется, дверь открытой: контакты с белорусскими властями не прерваны; Европа верит, что у Минска нет другого варианта, кроме как налаживать отношения;
- начало политического диалога с белорусским режимом возможно только после того, как будут освобождены и реабилитированы все те, кого Запад считает политзаключенными; пока никакой стратегии по Беларуси у ЕС нет;
- только после шага навстречу, когда будут освобождены и реабилитированы политзаключенные, ЕС готов начать обсуждать с Минском ту самую программу сотрудничества с "более коротким списком приоритетов, а также с четким указанием последствий тех или иных мер"; никакого меню, не говоря уже о десертной карте;
- расширение взаимодействия будет прямо пропорционально демократическим реформам и диалогу власти и гражданского общества: чем больше прав человека, тем больше помощи.
Что ЕС может предложить белорусским властям?
Брюссель еще даже не рассмотрел проекты, которые Беларусь, Литва и Украина направили в рамках политики Восточного партнерства.
С другой стороны, Минск набрал в рот воды по другому вопросу. Беларуси летом официально предложили начать переговоры по соглашениям об упрощении визового режима и о реадмиссии, чтобы снизить стоимость шенгенских виз для белорусов. Минск молчит. Потому что имеет теперь острую потребность в валюте?
Так же и со вторым раундом диалога о правах человека, который стартовал в Брюсселе в июне 2009 года и должен продолжиться на белорусской земле.
Преимущества от дружбы с ЕС декларируются все те же: Брюссель может помочь в модернизации белорусской промышленной инфраструктуры, благословить МВФ и Европейский инвестиционный банк на сотрудничество с Беларусью. Но сначала страна должна начать реформы, деньги будут потом...
Но ведь ЕС обещал белорусским властям миллиарды евро!
Нет, таких денег у Евросоюза нет. На всю обновленную Европейскую политику добрососедства запланировано в течение ближайших семи лет выделить 16,1 млрд евро.
Интересно, что не существовало даже 3 миллиардов евро, которые накануне выборов обещали в Минске министры иностранных дел Германии и Польши Гидо Вестервелле и Радослав Сикорски. Оказалось, это была польская импровизация на тему "выбери меня". Еврочиновники и брюссельские аналитики сразу высчитали, что миллиардов на Беларусь у ЕС нет. Но знали ли об этом белорусские власти? Поэтому маловероятными кажутся и последние слухи о 2 миллиардах евро, которые якобы снова были обещаны белорусской власти за демократическое поведение.
Между тем потихоньку расходуется фонд в 87 млн евро, собранный странами ЕС вместе с США (!) для белорусского гражданского общества.
Европа будет ждать?
Да. Евросоюз обжегся и будет ждать. Куда движется Беларусь? Таможенный союз с Россией и Казахстаном уже закрыл для страны возможность заключить с ЕС соглашение о зоне свободной торговли, такое же, как Брюссель обсуждает сейчас с Киевом, способное принести доверие инвесторов и возможности модернизации.
Кроме того, у ЕС сегодня слишком много своих, очень серьезных внутренних проблем, которые требуют внимания. Не хватает сил и ресурсов не просто на Беларусь — на международную арену в общем и целом.
Разочаровавшись революционной сменой власти по американским традициям и вдохновившись событиями в Северной Африке, Брюссель сегодня надеется на то, что экономическая и политическая ситуация вынудит самих белорусов требовать больше прав и свобод, а власти - их расширять.
Брюссель пеняет на отсутствие солидарности внутри третьего сектора в Беларуси: борьба за контакты, контракты, слишком мало объединений и сотрудничества. Мол, дружить против общих проблем белорусы еще не могут. Но и среди стран ЕС сложно говорить о согласии и общей внешней политике. Так, до сих пор европейские столицы не могут определиться с официальным приглашением, кто возглавит белорусскую делегацию 29-30 сентября на саммите Восточного партнерства в Варшаве.
Приведенное выше - сумма моих впечатлений от встреч с чиновниками евроструктур и брюссельскими аналитиками. Конечно, они не всегда договаривают. Но однозначно понимают, что внешняя политика ЕС в отношении Беларуси в том виде, в котором она существовала до сих пор, потерпела фиаско.
Кроме того, внешнюю политику ЕС определяют не еврочиновники, они лишь вносят предложения, а решения принимают сами страны ЕС. Но ведь и эти товарищи, в которых мало согласия, за последний год много чему научились. По крайней мере, не только МИД Германии и Польши.
Новый подход ЕС вдохновляет именно тем, что оставляет свободу выбора, никакого давления. Разве не на этом всегда настаивали белорусские власти?