Европа пошла на Минск экономической войной
Деликатный Брюссель долго мылился, но наконец тоже ударил. Совет Евросоюза ввел 20 июня санкции против трех компаний, которые сочтены близкими к Лукашенко. Отношения между ЕС и «последней диктатурой Европы» вступили в новую, более острую фазу.
Три мишени для начала
Стало уже общим местом говорить о слабости Евросоюза в белорусском вопросе. Мол, боятся брюссельские деятели идти на жесткие меры, а список невъездных чиновников режима, пусть и растущий, — так, легкая щекотка.
К финансово-экономическому нажиму на Минск давно подталкивал Европу традиционно крутой Вашингтон. Роптали на вялость брюссельских инструментов и многие оппозиционеры. Наконец, руководство Евросоюза во многом оказалось заложником собственной грозной риторики: «если не…, то…».
Поскольку режим методично упрятал в тюрьму несколько десятков участников Площади, подвел к закрытию самые острые независимые газеты и вообще ведет себя по принципу «а Васька слушает да ест», то Европе, похоже, ничего не оставалось, как перейти от слов к делу.
В решении Совета ЕС не фигурируют поименно компании, счета которых решено заморозить. По неофициальным данным, речь может идти, в частности, о «Белтехэкспорте». Владимира Пефтиева, владельца этой торгующей оружием фирмы, европейские СМИ именуют «частным банкиром Александра Лукашенко». В числе «попавших под лошадь» называются также «БТ телекоммуникации» и маркетинговая фирма «Спорт-пари», связанные с именем Дмитрия Лукашенко, среднего сына главы государства.
Если удары в точку, то… А вот тут мнения комментаторов резко расходятся.
Рикошетом по «пятой колонне»?
«Независимо от масштабов наносимого санкциями ущерба, куда более важным является сам, так сказать, почин», — отметил в интервью для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст. Наш собеседник подчеркивает: впервые ЕС ввел прямые экономические санкции против белорусских компаний.
Это, безусловно, переход конфликта в новую фазу, более глубокое вовлечение Европы в противостояние с официальным Минском, полагает эксперт. «Теперь Европе еще труднее будет удовлетвориться чем бы то ни было, кроме победы», — резюмирует Юрий Дракохруст.
А вот Денис Мельянцов, аналитик Белорусского института стратегических исследований, считает свежее решение Совета ЕС жестом отчаяния и ошибкой.
С одной стороны, поскольку Минск никак не реагировал на увещевания и визовые ограничения, надо было что-то предпринимать, отметил Мельянцов в интервью для Naviny.by. Однако, по его мнению, «Минск не испугается, а только разозлится».
Эксперт отметил: «Санкции против этих фирм не приведут к их банкротству, ведь ЕС напрямую не покупает белорусского оружия и, скорее всего, не играет в белорусские спортивные лотереи». Финансовые потери от санкций в конечном счете будут компенсированы здешними налогоплательщиками. А вот реакция руководства синеокой республики, по мнению Мельянцова, может быть непредсказуемой.
«Могут назло закрыть газеты и усилить репрессии против инакомыслящих, могут выдворить представительство ЕС, — не исключает аналитик. — Ну и, наконец, Лукашенко получил универсальное объяснение для своих экономических провалов — всё теперь можно списывать на результат санкций».
По мнению Мельянцова, стоило дать белорусскому руководству сохранить лицо.
Действительно, на пресс-конференции 17 июня Лукашенко уже было смягчил тон по отношению к Европе. Заявил, что не прочь в какой-то форме вернуть представительство ОБСЕ и даже намекнул на торг политзаключенными.
Тут два момента. Во-первых, деньги срочно нужны в принципе. Во-вторых, как выяснилось, Москва дает мало (плевый для спасения «белорусской модели» кредит ЕврАзЭС, причем издевательскими порциями), а хочет много (приватизации в свою пользу). С третьим миром — свои заморочки. Те же китайцы хоть и улыбаются широко, а своего не упустят. С Ираном тоже кашу сварить непросто. Нефть от Чавеса влетает в копеечку. Куда ни кинь, всюду клин, короче.
В общем, самое время замиряться с проклятыми западными буржуинами. Пробный шар — ушедшая недавно в Вашингтон заявка на новый кредит МВФ.
«Минск сам бы вернулся к диалогу и выполнил требования ЕС. Сейчас ситуация усложнилась. Белорусское руководство должно будет как-то отреагировать на давление ЕС», — отмечает Денис Мельянцов.
Короче, крайней рискует оказаться недобитая «пятая колонна».
Чучхе белорусы не выдержат
Впрочем, Юрий Дракохруст не считает такой мрачный вариант фатальным. Скорее, полагает эксперт, режим в точке бифуркации. Наверху взвешивают: закручивать гайки дальше или начинать-таки выпускать политзаключенных?
Закручивать — так ведь и резьбу сорвать недолго. Последние уличные протесты показали, что недовольство ширится, а страх парализовал не всех. На штыках (дубинках спецназа) сидеть некомфортно.
Ну а главное — экономика продолжает валиться. Экономист Сергей Чалый, отметив в интервью для Naviny.by, что «влияние Запада на нашу экономику сейчас пренебрежимо мало», с мрачной иронией добавил, что белорусское правительство «успешно осуществило экономическое самоубийство безо всякой внешней помощи».
Во всяком случае, не факт, что даже изумительно терпеливые жители синеокой республики выдержат эскизно нарисованный официальным лидером на пресс-конференции 17 июня вариант белорусского чучхе: «И если вообще будет катастрофа — закроем границы и будем покупать только то, что нам надо».
Выбирать правящей верхушке придется между плохим и очень плохим с точки зрения ее интересов. Хороших вариантов у белорусского начальства уже не осталось.
Есть прогноз, что, пальнув по ЕС из пропагандистских пушек, Минск все же попытается закулисно вступить в переговоры. Хотя в последнее время он то и дело слетает с катушек. Так что и срывание злости на внутренних оппонентах не исключено.
Первой реакцией, вероятно, будет истерика, спрогнозировал в интервью для Naviny.by политолог Алесь Логвинец. Но по большому счету, добавил собеседник, «у Лукашенко нет иного выхода, кроме как лавировать между Москвой и ЕС, так что рано или поздно диалог с Брюсселем возобновится».
В любом случае — осторожная Европа обострила игру и теперь тоже в еще большей степени оказалась под угрозой потери лица. Ее (равно как и Москвы, между прочим) преимущество в том, что можно торопиться медленно, жать методично.
У Минска такой роскоши нет и в помине. Сейчас каждый неверный шаг грозит системе фатальным исходом. А верные шаги этот исход, возможно, лишь оттянут.
Александр КЛАСКОВСКИЙ