Палочка раздора
Палочка раздора
Вчера министры сельского хозяйства стран ЕС собрались на чрезвычайное совещание в Люксембурге в связи с кишечной инфекцией, возникшей в Германии. Таким образом, вопрос о таинственной бактерии E.coli вышел на политический уровень. По большому счету, речь зашла о проблеме, по своим масштабам превосходящей даже мировой терроризм. Сколько сегодня на Земле «едоков»? Около 7 миллиардов. И каждый из нас, как только садится за стол, превращается в бомбу замедленного действия...
«Теперь, когда скандалы вокруг продуктов следуют один за другим, мы должны понять: наша индустриализированная, глобализированная пищевая система по определению порождает массовые проблемы со здоровьем. Она «заточена» под производство еды в колоссальных объемах и рост производительности, но при наименьшей себестоимости», — написала на днях «Обсервер».
Именно поэтому производители ради экономии прибегают к интенсивным методам, создающим беспрецедентные риски: токсины из генетически модифицированных растений обнаруживаются в крови эмбрионов, клонированные телята умирают вскоре после рождения, появляются более опасные супервредители.
И пока это остается безнаказанным. Или, может быть, министры в Люксембурге сообщат нам, чем закончилось, например, громкое диоксиновое дело? Помните, в январе этого года немецкий завод Harles und Jentzsch поставлял продукцию для производства кормов, в которой предельно допустимая концентрация диоксина была превышена в 77 раз! «Диоксиновые» свиньи и куры поставили на уши все европейское сообщество, и не было тогда в Европе более ненавистного человека, чем Зигфрид Зиверт, шеф упомянутой компании. Прошло полгода. И что же? Вы слышали что–нибудь о суде над этим мошенником? Я перерыла всю немецкую прессу, но репортажей о судебном процессе не нашла. Обнаружила лишь маленькую заметку в газете «Бильд» о том, что «подлый фальсификатор Зиверт» был, оказывается... агентом Штази. Надо понимать, это хоть маленькая сатисфакция для общественности, жаждущей крови «диоксинового короля».
Известно, что санитарный контроль в ЕС является одним из самых жестких в мире. Но есть подозрения, как утверждает обозреватель «Обсервер», что на деле пищевая промышленность в основном сама себя регулирует. О том же толкует и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, заявивший позавчера, что в Европе «что–то не так с аграрным сектором». Российские заявления, к слову, очень болезненно восприняли в Европе, посчитав их нечестной конкуренцией.
Что ж, пожалуй, конкуренция здесь — ключевое слово. На самом деле на сегодняшний день в мире существуют две основные группировки производителей продуктов питания — США и страны ЕС. Но и они должны быть честны в своем стремлении удержать лидирующие позиции на рынке продовольствия. Уже вчера стало известно, что Европа поможет разоряющимся фермерам компенсациями. Но нельзя закрывать глаза и на другое. Диоксины, антибиотики, гормоны и теперь вот бактерии E.coli, то есть все то, что помогает держаться на самом верху глобальной пищевой цепочки, в то же время является ее слабым звеном. «Пищевая цепочка — на грани разрыва, кто заново выкует звенья доверия?» — задает вопрос западная пресса. Ответа на него пока нет. Как до сих пор не найден и источник бактерии–мутанта...
Автор публикации: Нина РОМАНОВА
Фото: РЕЙТЕР