ЕС наказывает Белоруссию себе во вред
Сегодня министры иностранных дел 27 государств — членов Евросоюза ввели санкции против Белоруссии. Список белорусских должностных лиц, которым запретят въезд в ЕС, вырастет с 50 до 160 человек. И во главе его — Александр Лукашенко.
Перечень "строгих мер" не ограничился только визовыми делами. Если в европейских банках обнаружат счета лиц из "черного списка", их заморозят. Белоруссии также прекратят оказывать финансовую помощь в рамках программы "Восточное партнерство". Таким способом ЕС пытается добиться "немедленного и безусловного освобождения всех политических заключенных".
Отметим, что в санкциях Евросоюза против Белоруссии нет ничего нового. Впервые европейцы применили их в 2006 году, когда им не понравилась предыдущая победа Лукашенко на президентских выборах. Пять лет назад также говорилось о наступлении на демократию, разгоне оппозиции и ограничении свободы слова. Нескольким десяткам чиновников во главе с Батькой также закрыли въезд в ЕС, а их счета в европейских банках (если они, конечно, были) блокировали.
К осени 2008 года ситуация в Белоруссии изменилась мало, но после войны в Южной Осетии Европа посмотрела на Лукашенко по-другому. Санкции приостановили, в последующие два года их продлевали в "замороженном" режиме. На практике это означало, что Батька и его подчиненные могли спокойно ездить в страны ЕС. Белоруссию позвали в программу Евросоюза "Восточное партнерство". Но после президентских выборов и разгона несанкционированного митинга оппозиции вспомнили о санкциях.
Стремясь продемонстрировать решительность, главы МИД Германии и Великобритании Гвидо Вестервелле и Уильям Хейг опубликовали в газетах Sueddeutsche Zeitung и Wall Street Journal Europe совместную статью. Они подвергли критике ситуацию в Белоруссии и призвали Евросоюз принять меры в связи с "серьезным кризисом на границах Европы". По их мнению, разгон акции оппозиции в ночь с 19-го на 20 декабря 2010 года был "шокирующим".
"В то время как внимание мировых СМИ с тех пор переключилось на другие события, репрессии в Белоруссии продолжились… Мы полны решимости предпринять действия против белорусского режима. В то же время мы не оставим народ Белоруссии на произвол судьбы. Мы продолжим поддерживать белорусское гражданское общество, фактически мы нарастим наши усилия", — написали министры, призвав к "рассмотрению дальнейших мер против режима Александра Лукашенко".
Отметим, что в минувший четверг свои меры в отношении Белоруссии приняла Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). "Ассамблея подтверждает свое решение приостановить все свои действия, включая контакты высокого уровня с властями Белоруссии. Ассамблея призывает свое Бюро не отменять приостановку статуса специального гостя для парламента Белоруссии до тех пор, пока не будет существенного прогресса в отношении демократических ценностей", — отметила ПАСЕ.
В канун рассмотрения вопроса о санкциях белорусские власти приняли решение изменить меру пресечения экс-кандидату в президенты Владимиру Некляеву и жене другого соперника Лукашенко Андрея Санникова — Ирине Халип. Они теперь находятся под домашним арестом. Ранее из мест заключения вышли другие оппозиционные кандидаты. На сегодняшний день в СИЗО находятся только двое соперников Батьки — Андрей Санников и Николай Статкевич.
Но на родственников оппозиционеров свобода близких повлияла мало. Дочь Некляева Ева и сестра Санникова Ирина Богданова призвали ЕС ввести как можно более строгие санкции. "Пожалуйста, сделайте все, что в ваших силах, чтобы повлиять на решение Совета ЕС ввести самые жесткие санкции, которые только возможно, чтобы остановить произвол, который происходит в самом центре Европы. Остановите фашизм в нашей стране", — написали они.
Насколько тяжелы будут для Белоруссии санкции ЕС? Чем они могут обернуться? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает белорусский политолог Дмитрий Родин.
— Белоруссия уже проходила через санкции со стороны Евросоюза и не умерла. И теперь вряд ли умрет, тем более что ограничения касаются, прежде всего, должностных лиц. Конечно, можно говорить об имиджевых потерях, но страна живет в подобных условиях уже много лет. Инвесторы приходят в республику, прекрасно зная, как воспринимают Лукашенко на Западе. Но они понимают правила игры и "призрак диктатуры" их не отпугивает.
Что же касается экономики, то европейцы вряд ли введут полноценные санкции. Так, Белоруссия экспортирует в Европу множество нефтепродуктов. Крупнейшим покупателем нашего дизельного топлива является Голландия. Что, Страна тюльпанов откажется от него в угоду политической конъюнктуре? В конце концов, экономические интересы превысят политическое словоблудие.
Возымеют ли действие санкции в отношении чиновников? Да, когда тебя ограничивают в передвижении, это неприятно. Но не смертельно. Белорусские чиновники и предприниматели не афишируют свое пребывание в Европе, они вкладывают деньги в свою страну. Кстати говоря, белорусская оппозиция тоже предпочитает тратить деньги на родине. В общем, получается так, что гранты на борьбу с "антинародным режимом" идут на поддержку действующей власти.
Призывы оппозиции о как можно более жестких санкциях просто смешны. Они раньше были готовы призвать в страну войска НАТО. Иные во время газовых конфликтов с Россией призывали Кремль перекрыть газ. Действие по принципу "чем хуже, тем лучше" точно не прибавит им популярности. Тем более, что они отлично знают, что провинция поддерживает Батьку. Настроения в Минске — еще не вся Белоруссия. Да и в столице у оппозиции нет большинства.
С Запада то и дело слышится про диктаторский режим. Но давайте посмотрим правде в глаза. В Египте за те призывы, которые позволяют себе оппозиционеры, их бы уже давно расстреляли. В Чили времен Аугусто Пиночета им бы устроили концлагерь на стадионе. Есть ли в Белоруссии что-то подобное? Нет. Оппозиция нарушила закон, устроив несанкционированное шествие. А теперь ее деятелей отпускают пусть и под домашний арест. Думаю, что скоро отпустят всех.
Нельзя также забывать о том, что Белоруссия находится между двумя центрами силы — Россией и Евросоюзом. И введение санкций со стороны ЕС толкнет белорусское руководство на восток. Нужно ли это европейцам? Вряд ли. Так что от введения излишне жестких мер может куда больше пострадать Евросоюз, а не Белоруссия.