Марцев: Только двое будут восприняты населением - Некляев и Лукашенко
Эксперт заявляет: только у Владимира Некляева есть «осознанная программа действий», а все остальные его «коллеги» – фоновые кандидаты. Учредитель и издатель «Белорусской деловой газеты» уверен, что сейчас ни один кандидат в Беларуси без поддержки Кремля победить не сможет, а победив – не продержится у власти больше года.
Единый кандидат, избранный по старой формуле в новых условиях –
это серьезная ошибка
- Две предыдущие кампании – 2001 и 2006 годов – оппозиция провела под знаком единого кандидата. Прижилась ли эта стратегия на белорусской политической почве, оправдала ли себя?
Основные лозунги оппозиции традиционно звучали так: «Долой режим!», «Лукашенко – преступник». Но это было не совсем понятно массам: почему именно? Ведь Лукашенко регулярно повышает заработную плату, экономика растет, а тут, оказывается, он - преступник. Увы, тонкости демократии, демократические ценности очевидны далеко не для всех. Если наш народ с такой легкостью ликвидировал принцип разделения властей – главный принцип демократии, то что уже толковать о свободе слова, митингов, собраний и тому подобном?
Всегда должен быть лидер, способный предложить адекватную альтернативу Лукашенко, конструктивную программу развития общества, которая заинтересует избирателей. Но с этим сейчас, как и раньше, серьезные проблемы: если анализировать программы претендентов, только у Некляева есть набросок осознанной программы действий на послезавтра. Будет ли она донесена до народа за такой короткий срок? Тоже не факт.
Нет такой идеи – поменять власть, нужно поменять человека во главе власти
- В нынешней президентской кампании «единого», похоже, уже не будет. Каждая партия выдвинула своего претендента в президенты. Такая стратегия дает какие-либо преимущества?
У нас идей по развитию государства на самом деле не много. Наши люди мыслят схематично: либо их будущее связано с Россией, либо - с Европой, либо - с абстрактной идеей суверенного государства, которое якобы ни от кого не зависит. Тоже привлекательная идея, но нуждающаяся в пояснении.
Бесполезно искать те ниши в идеологиях прошлых лет – социал-демократов, христианских демократов, коммунистов... Во-первых, это достояние века минувшего. Во-вторых, кто будет дотошно разбираться в нынешних динамичных буднях, что такое, например, христианская демократия?
По большому счету, у нас общество «левое», социал-демократическое (это советское наследие), не либеральное, и вряд ли в ближайшее время оно способно воспринять либеральные взгляды – в политике, экономике и обществе. Это обстоятельство однозначно отметает все либеральные теории. Именно будущее Беларуси, развитие Беларуси интересует людей. И только.
Сами кандидаты, их личности имеют огромное значение
Но, скажем прямо, запоминающихся лидеров, кроме Лукашенко и Некляева, пока нет. Все остальные, повторюсь, в общем-то фоновые кандидаты. Возможно, они приложат сверхусилия и слепят из себя какой-то портрет, успеют еще хорошо поработать с электоратом… Но пока, опять же повторяюсь, — только двое будут восприняты широкими массами населения: Некляев и Лукашенко.- Но почему партийные кандидаты так настойчиво лезут вперед? Продвигая свои сугубо партийные интересы, они ведь, по большому счету, играют на руку Лукашенко, диктатуре? Множество 100-тысячников дробит оппозиционный электорат, хотя всем понятно, что без решения самой главной политической проблемы, в которую для страны превратился Лукашенко и его режим, вообще нельзя решать политические проблемы, и партийные – в том числе?
- Знаете, на самом деле это не так.
То, что партии выдвигают своих кандидатов с целью пропаганды своих идей, программ, - это нормально, правильно. Другой вопрос: насколько декларируемое да и сами лидеры соответствуют сегодняшнему состоянию общества. Ведь цель любой партии – придти к власти…
Но путь этот может затянуться на десятки лет. Нужно видеть и планировать его. Аккумулировать ресурсы, «рожать» идеи, совершенствовать методы работы, собирать актив - и тогда будет возможен какой-то результат. Отвоюй партии себе 5-7 процентов электората через своего кандидата – это очень хорошо для них.
Когда вопрос о смене власти как таковой ставится глобально, нужно понимать, что существуют два механизма: эволюционный и революционный. Есть ли сейчас предпосылки для революции? Нет никаких. Люди готовы получать обещанные 500 долларов – им достаточно. Есть ли альтернативные политические идеи, которые охватили общество? Нет. «Я хочу власти», - говорит политик. И это нормально. Но понимает ли он, насколько то желание реалистично? Что он делает для реализации задуманного? Политик – такая же профессия, как и остальные, следовательно, нужно работать каждый день – с утра до вечера. А политические партии у нас работают от выборов до выборов – таков, собственно, и результат.
Однако политическая работа затруднена еще и политической системой, которая не является демократической, - это понятно. Традиционно сетовать на доступ к средствам массовой информации - с одной стороны закономерно. Но сами партийные лидеры неоднократно признавались: за 15 лет можно было уже каждый дом обойти – не один раз – и убедить людей в своих идеях. В конце концов, даже в демократических западных странах по-прежнему существует технология «от двери до двери», она является одной из самых главных. Что в Германии, что во Франции. Мы не можем донести идеи за месяц, за два, но за два, за три года или за пять лет сделать это вполне реально - если пахать ежедневно.
Старая партийная оппозиция медленно, но верно умирает
- Это Ваш приговор белорусской оппозиции?
Цель политика – приход к власти. Он должен сформировать свою программу, найти сторонников, создать структуры – и работать, работать, работать, чтобы перевернуть мысли людей и сделать свои идеи привлекательными. Одновременно следует понимать: масса прочих политиков также над этим бьются. Поэтому если говорить о старой оппозиции, то в 2006 году они подписали сами себе приговор. Сейчас они существуют как осадок в политике. Они не пытаются себя реформировать, не ищут новых идей, не ищут новых связей. Оппозиция старая медленно, но верно умирает.
И все же есть надежда. Я с интересом наблюдаю за Некляевым, за молодыми партийными лидерами, которые ведут себя по-другому – более осознанно, более правильно. В этом вижу будущее политического класса. Одновременно все зависит и от того, насколько успешно они будут работать. Если после выборов все закончится (как обычно в Беларуси после любой политической кампании партии уходят в отпуск на два-три года) – значит, ничего нового мы не получили. А вот если вопреки старым традициям все же новые политические силы появятся – это будет очень хороший результат.
Одного на века избирать нельзя
- Какой результат Вы прогнозируете на этих президентских выборах?- Наша избирательная система, наш Избирательный кодекс не признаны международным сообществом демократическими. Поэтому мы отдаем себе отчет, что, может быть, агитационную кампанию проведут прозрачно, но голосование и самое главное – подсчет голосов - будут непрозрачными. Эта система и создавалась, чтобы обеспечить непрозрачность. Поэтому я убежден: уже в первом туре Александр Лукашенко «победит» с оглушительным отрывом. И такой прогноз может сделать каждый.
А вот как поколебать уверенность и народа, и чиновничества в том, что нельзя бесконечно избирать одного и того же – на века? Здесь все зависит от других политиков – от того же Некляева, Санникова… Это вопрос убеждения – как убедить политические элиты, бизнес-элиты, деловые элиты, государственных чиновников, что так дальше нельзя?
Без поддержки Кремля ни один кандидат не победит
- В интервью Еврорадио, кажется, Вы спрогнозировали, что даже в случае победы Александра Лукашенко он протянет на президентском посту от силы год-два…
Политика – борьба идей. Все зависит от того, насколько та или иная идея может убедить политиков в Кремле, в Вашингтоне, в Брюсселе, которые в нее поверят.
Более реалистичный сценарий: Кремль признает эти выборы, Европа, как всегда, нет (с чего бы ей изменять правде?), и Беларусь останется статичной.
И это плохо. Беларусь должна меняться, реформироваться. Если обществу надлежит модернизироваться, то должно и государство модернизировать экономику, политическую систему. Поэтому все же перемены будут, вопрос – в скорости, в темпе.
- Если я правильно понял, в случае признания Россией этих выборов, Беларусь подвисает на очередные пять лет – до следующей кампании?
- Главный вопрос для Беларуси не в том, кто будет у власти – Лукашенко или другой политик. Ключевая проблема заключается в том, что страна должна модернизироваться. С моей точки зрения, абсолютно неважно, кто возьмется за проведение глубоких системных реформ, мне все равно. Если это будет еще и симпатичный мне человек – очень хорошо! Но история знает много примеров, как глубоко несимпатичные люди проводили очень правильные, исторически оправданные реформы.
Я бы сформулировал проблему Беларуси следующим образом. Беларусь по-прежнему зависима от российского рынка и от России в принципе. С Таможенным союзом и развитием ЕЭП наша экономика просто не выдержит конкуренции, растворится в этом рынке. И если вчера еще мы могли бы продавать акции предприятий, то через некоторое время просто отдадим их. Вопрос – как сможем конкурировать в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве? – это тоже вопрос идей. Необходимо пытаться создавать модель экономики, адекватную местным ресурсам, чтобы страна могла зарабатывать на чем-то другом, а не на тупой переработке и перепродаже нефти, на производстве металлолома, который мы называем техникой…
Перемены в любом случае будут. Вот только какие и когда? Это глубокое заблуждение, что выборы можно выиграть без поддержки России. Она имеет решающее значение для любого кандидата в президенты. А если кто и победит, то не продержится у власти больше года, если не выстроит экономические отношения с Россией.
Беседовал Михаил Шевчук
Говори правду!