Заморское наше счастье
25.10.2010
—
Новости Политики

Не сдаться России и потеснить США.
В данном контексте одним из основных направлений внешнеэкономической экспансии РБ избрана Латинская Америка. А ключевым партнером в регионе - Венесуэла. Так как эта страна входит в ряд экономических организаций, придерживающихся принципов таможенного союза (Меркосур, Андский пакт), руководство Беларуси, судя по всему, надеется использовать ее как плацдарм для проникновения на рынки Южной и Центральной Америки.
И если на начальном этапе Венесуэла рассматривалась преимущественно как альтернативный (по отношению к России) источник углеводородного сырья для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, то впоследствии эта стратегия была существенно скорректирована. Являясь крупным поставщиком на мировой рынок, помимо нефти, ряда других высоколиквидных товаров (бокситов, алюминия, железной руды, стали, химической продукции и др.), Каракас имеет стабильный профицит торгового баланса. И, в отличие от ряда других латиноамериканских стран, его платежеспособность не вызывает сомнений.
При этом страна предъявляет постоянный спрос на продукцию тяжелой промышленности (изделия металлообработки и машиностроения, оборудование, средства транспорта), сырье и полуфабрикаты, стройматериалы, продукты питания.
В последнее время на структуру и объемы ее импорта решающим образом влияет реализация планов по перестройке венесуэльской экономики в направлении ослабления ее зависимости от экспорта углеводородного сырья. В связи с этим намечено создание современных предприятий в машиностроении, строительстве, пищепереработке.
В рамках аграрной реформы и развития сельхозпроизводства масштабное техперевооружение должно произойти и в агросекторе. В этот перечень следует добавить проекты в социальной сфере (образование, наука, культура, медицинское обслуживание) и программу модернизации национальных вооруженных сил.
На протяжении десятилетий в качестве основного поставщика высокотехнологичной продукции (и самих технологий) в Венесуэлу традиционно выступали США, а теперь руководство Венесуэлы активно ищет им альтернативу. Этим намерены воспользоваться Китай, Россия, Бразилия и, как показывают последние события, Беларусь.
На первых порах основным направлением межгосударственного сотрудничества в этой области стала поставка готовых изделий белорусской промышленности (в первую очередь машиностроения и металлообработки). Но практически одновременно с началом экспорта мазов и "Беларусов" началась проработка проектов по созданию на венесуэльской территории заводов по их производству, а также других видов промпродукции, наиболее востребованных на местном рынке.
Когда грянул гром.
Комментируя 10 декабря 2007 г. итоги первого официального визита А. Лукашенко в Венесуэлу, первый вице-премьер РБ Владимир Семашко заявил, что Беларусь за 2-3 года намерена построить в этой стране по меньшей мере три завода: по выпуску тракторов, автомобилей МАЗ и БелАЗ.
На первом этапе это будут сборочные производства, которые впоследствии планируется вывести на полный технологический цикл.
Однако пока подпитываемый нефтедолларами спрос российских субъектов хозяйствования буквально "засасывал" белорусскую продукцию, высокопоставленные чиновники и "капитаны индустрии" не предпринимали особых усилий для освоения других рынков. И лишь после катастрофического падения в 2008 г. продаж в России они вынуждены были активизироваться.
Но время было потеряно и обещанный в 2009 г. пуск первых белорусских сборочных предприятий в Венесуэле так и не состоялся (а первый камень завода по выпуску БелАЗов так и не заложили).
Сегодня, согласно действующим контрактам, там ведется строительство заводов по сборке автомобилей МАЗ и тракторов МТЗ, рассчитанных на выпуск 5 тыс. и 10 тыс. ед. готовой продукции в год соответственно. Стоимость данных проектов оценивается в 55 млн. USD.
Предприятия должны быть сданы под ключ не позднее 1 июля 2011 г. В 2011 г. предполагается запустить и завод по производству 100 тыс. штук кирпича в год.
В предконтрактной стадии находятся проекты завода по сборке дорожной, строительной и коммунальной техники мощностью 3 тыс. ед. в год, а также сервисного центра по ремонту и обслуживанию дорожно-строительной, коммунальной, сельскохозяйственной техники и автобусов. Белорусская сторона, кроме того, обязалась принять участие в оснащении заводов по заготовке и переработке металлолома, а также подготовить предложения по строительству завода по комплексной утилизации аккумуляторных батарей мощностью 15 тыс. т в год.
Аудит по Чавесу.
И тем не менее неприятный осадок от необязательности наших ответственных лиц в недавнем прошлом у венесуэльцев, похоже, остался. Ведь даже согласно официальной версии целью завершившегося на днях визита Уго Чавеса было "подведение предварительных итогов выполнения достигнутых ранее договоренностей". То есть дополнительная проверка их выполнения. Этим же, похоже, объясняется и желание венесуэльского лидера, не доверяя высокопоставленным экскурсоводам, самому все посмотреть, потрогать и всем порулить.
Вне графика он вновь посетил БелАЗ и МАЗ, а утром в день отъезда посмотрел в действии энергонасыщенные тракторы МТЗ-3022, приглянувшиеся ему на выставке у Национальной библиотеки. Но, слава Богу, конвейеры двигались, колеса крутились и плуги пахали. Как отметил чуть позже В. Семашко, вождь братской страны, "чрезвычайно удовлетворен визитом".
"Между президентами двух стран установлено абсолютное доверие". А следовательно, флагманы отечественной индустрии имеют все основания ожидать дополнительных венесуэльских заказов и, если верить информации первого вице-премьера, обильных заморских инвестиций.
Вновь на повестке дня стоит вопрос о сборке там карьерных самосвалов БелАЗ. Не дожидаясь пуска самих заводов, дирекциям создаваемых предприятий поручено начать формирование товаропроводящих сетей и отработку маркетинговых стратегий с учетом выхода на рынки третьих стран.
В более отдаленной перспективе для обеспечения энергетических нужд создаваемых предприятий в промзонах будут возведены тепловые электростанции, в том числе станция мощностью 1 тыс. МВт в районе расположения заводов по производству тракторов, автомобилей и др.
Поскольку в Венесуэле избыток углеводородного топлива, электричество будет вырабатываться с использованием мазута и природного газа. С целью обеспечения столь обширных строительных программ материалами в стране, помимо кирпичного завода, планируется построить комбинат панельного домостроения.
В белорусском правительстве уверены, что подписанные 18 октября меморандумы уже в ближайшие месяцы выльются в многомиллионные контракты.