Период полураспада закончился
Период полураспада закончился
О ядерной энергетике |
В Берлине произошла революция, объявила канцлер Ангела Меркель. Так она оценивает новую программу развития энергетики, принятую правительством. Согласно этому документу к 2050 году 80 процентов потребляемой энергии в стране будут давать солнце, ветер и прочие возобновляемые источники. Однако вовсе не этот пункт вызвал революционные волнения в стане немцев. До тех пор пока Германия не освоит досконально альтернативную энергетику, а немцы не станут еще экономнее, чем есть, свои потребности страна намерена удовлетворять за счет АЭС. Серьезной альтернативы ядерной энергетике в Европе по–прежнему пока нет.
Все 17 немецких атомных станций, как известно, должны были быть закрыты приблизительно через десять лет, но теперь правительство Меркель продлило их срок эксплуатации до середины 30–х годов. ФРГ — крупнейшая и самая влиятельная страна Евросоюза, ставшая единоличным лидером после объединения с ГДР ровно 20 лет назад. Здесь, как нигде, сильны позиции «зеленых», однако и она в конце концов пересмотрела свое отношение к атомной энергетике. Дискуссия, конечно, еще будет продолжена — недавний антиядерный марш в Берлине собрал 40 тысяч человек, в последний раз столько собиралось после чернобыльской аварии — однако спорить, по существу, больше не о чем, альтернативы на самом деле нет.
Об этом прекрасно знали владельцы германских АЭС, которые в разгар ожесточенных переговоров с правительством пригрозили остановить в одночасье все энергоблоки, если оно не умерит свои финансовые аппетиты. Меркель в обмен на продление сроков эксплуатации реакторов хотела, чтобы энергетические гиганты выделили деньги на ветряки и солнечные батареи. Совещание в ведомстве федерального канцлера, которое предшествовало утверждению новой концепции, продолжалось 12 часов кряду. По итогам компании обязались выплатить из своих доходов порядка 30 миллиардов евро. На эти деньги, к слову, Германия будет строить огромные ветропарки в Северном и Балтийском морях...
А ведь на заре XXI века казалось, что ядерная энергетика в Европе находится на последнем издыхании. В 1990 году свой последний реактор остановила Италия. Австрийский парламент в 1997 году проголосовал за безъядерную Австрию. Швеция планировала завершить вывод из эксплуатации своих АЭС к 2010 году. А предыдущее правительство Германии, состоящее из социал–демократов Герхарда Шредера и «зеленых» Йошки Фишера, восемь лет назад приняло закон об отказе от атомной энергии, который предусматривал ликвидацию АЭС в 20–летний срок. Однако по мере того, как все дальше в историю уходил Чернобыль, как на континенте разворачивались «холодные войны» за нефть и газ, мнение европейцев поменялось. Справедливости ради надо сказать, что согласно последнему опросу большинство немцев не согласны с решением своего правительства, но на то и нужны политики, чтобы брать на себя ответственность и принимать эффективные решения.
После своего очередного избрания на пост премьер–министра Сильвио Берлускони объявил о планах строительства в Италии 10 новых реакторов. В июне нынешнего года Швеция, в 1980–м первой принявшая закон о постепенном отказе от атомной энергии, отменила свой мораторий на строительство новых АЭС, дав энергетическим компаниям возможность заменить старые реакторы на новые. В Литве многие сегодня кусают локти от того, что так легко поддались давлению Евросоюза и закрыли не выработавшую свой ресурс «Игналинку». Хотя, конечно, новая станция, которую намерен поставить Вильнюс, — это лучший вариант, чем старые реакторы чернобыльского образца под самым боком у Беларуси.
Болгария, Россия, Словакия, Турция — большинство стран в нашем регионе сегодня активно развивают этот вид энергетики. Опоздать в данном случае означает проиграть. «Чернобыль оказался той каплей, которая переполнила чашу терпения, — говорит Ханс–Холгер Рогнер, возглавляющий отдел планирования и экономического анализа в МАГАТЭ. — Однако отказ от АЭС был недальновидным решением. Сегодня есть четкое понимание, что цены на органическое сырье будут нестабильны — нефть ниже 40 долларов не опустится». Хотя строить ядерные реакторы дорого, их эксплуатация обходится относительно дешево, экономическая выгода от них очевидна.
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО