Золотой песок
Золотой песок
Вчера Президент разбирался в проблемах развития сахарной отрасли... |
Несвижский район. Особенное место для всех белорусов. В древние времена магнаты Радзивиллы многое сделали, чтобы превратить свою малую родину в кусочек процветающей Европы: строили величественные замки, занимались просвещением и прививали крестьянам передовую культуру земледелия. Не знаю, есть ли тут какая–то связь, но сегодня Несвижский район по уровню развития сельского хозяйства также не уступает западным государствам. К примеру, в СПК «Городея» с гектара собирают под 600 тонн сахарной свеклы — столько же, сколько в Германии. Хотя в целом по стране этот показатель, что говорить, будет похуже... Вчера Президент разбирался в проблемах развития сахарной отрасли. Он осмотрел поля, на которых идет уборка свеклы, и посетил Городейский сахарный комбинат.
Во времена Советского Союза считалось, что сахарная промышленность — это вотчина Украины и российского юга. В Беларуси, впрочем, тоже действовало несколько заводов. Городейскому комбинату не так давно исполнилось полвека. Однако отрасль эта развивалась в республике как побочная, не основная. Между тем наши условия позволяли собирать вполне достойные урожаи сахарной свеклы, а переработка ее во все времена являлась делом довольно прибыльным. По крайней мере, когда нет больших запасов нефти или золотых песков, сахар–песок тоже может быть на вес золота.
Поэтому было принято решение максимально вложиться в это производство. С 2006 по 2009 год государством было выделено 600 миллиардов рублей на развитие отрасли. Сегодня в Городее о старом заводе напоминает только колокол, который в свое время сигнализировал об отгрузке первой партии рафинада. В остальном — это современное предприятие.
Были серьезно модернизированы все 4 сахарных завода страны. В 2006 году мы производили 365 тысяч тонн свекольного сахара, а в 2009–м — уже 525. Такая прибавка равнозначна созданию двух новых заводов. В итоге Беларусь полностью удовлетворила свои собственные потребности в продукте.
Критик с медицинским образованием тут заметит, что мы уже превысили норму потребления сахара на человека (у нас съедают 38 килограммов в год, а по стандартам здорового питания нужно 33). Но дело в том, что увеличение сахарного производства — это выгодный бизнес–проект, ориентированный на экспорт. Один только городейский завод в 2009 году экспортировал сахара на 75 миллионов долларов.
Хотя нельзя сказать, что у белорусских сахарных комбинатов всегда была такая уж «дольче вита», или в переводе с итальянского «сладкая жизнь». Это сейчас стоимость их продукции на мировом рынке высока, а еще 5 лет назад они вынуждены были ее отдавать по бросовым ценам. Кроме того, всем, наверное, еще памятны обстоятельства «сахарной войны» с Россией. При этом, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: тот торговый конфликт заставил наших производителей диверсифицировать рынки сбыта. Если раньше 9 из 10 тонн белорусского сахара шли напрямую в Россию, то теперь только треть. Это статистика городейского комбината...
Учитывая все эти сложные обстоятельства, первый вопрос, который Президент задал, когда прибыл на поле хозяйства «Городея», звучал следующим образом: «Так будем мы строить новый завод в стране или нет?» Такое постановление Правительство издало еще в августе. Там подсчитали, что стоимость предприятия может составить несколько сотен миллионов евро, а срок сдачи — 5 лет. Однако относительно этого проекта существует много «но».
Александр Лукашенко опросил практически каждого из присутствующих чиновников, требуя от них конкретного ответа на вопрос. Судя по тому, как уклончиво они отвечали, полной ясности пока ни у кого нет. Председатель Минского облисполкома Борис Батура выразил эту мысль вслух: «Мне кажется, что глубокой проработки этой темы еще не было. Если нам надо получить 650 тысяч тонн сахара из свеклы, то в первую очередь нужно работать над качеством сырья и дальше модернизировать существующие предприятия».
«Идти следует не от наших возможностей, а от рынка, — считает Александр Лукашенко. — Проблема в том, продадим ли мы большее количество сахара». Тем более что наши экономические партнеры не всегда руководствуются сугубо рыночными принципами.
До конца вчерашнего мероприятия конкретного решения сформулировано не было. Но, как заметил Александр Лукашенко, если хочешь легкой жизни — конечно, не стоит ввязываться. Однако, если готов поднапрячься и получить дополнительную прибыль, — строить сахарный комбинат надо. При этом никто не сомневается, что отрасль должна развиваться. Если все будет, как планирует «Белгоспищепром», то через 5 лет от экспорта сахара страна будет получать полмиллиарда долларов. Сейчас — порядка 330 миллионов. Ради такой суммы, пожалуй, стоит напрягаться...
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО