Реанимация ОДС, или Очередной гвоздь в гроб

Источник материала:  
Реанимация ОДС, или Очередной гвоздь в гробКак попытку реанимировать единство оппозиции или создать его видимость можно расценить подписание 24 августа представителями ряда политических сил соглашения о координации действий во время президентской кампании.Если обратиться к тексту документа, то в нем перечислены 6 задач, которые ставят перед собой представители оппозиции, и только одно решение: "обсудить вопрос о создании координационного центра кампании на принципах равенства".

Впрочем, оглашенное намерение "обсудить вопрос" не является решением упомянутых в соглашении 6 задач. Последние сводятся к проведению информационной работы с населением, мониторингу избирательной кампании и организации акций протеста после выборов. Задачи общими усилиями бороться за победу на президентских выборах участники соглашения перед собой не ставят.

О смерти оппозиционной коалиции "Объединенные демократические силы" (ОДС) заявляло новое руководство Партии БНФ, когда осенью минувшего года приняло решение о своем выходе из нее и переходе в формировавшийся вокруг лидера движения "За свободу" Александра Милинкевича новый "Беларуск_ незалежн_цк_ блок" (БНБ).

Тогда у оставшихся субъектов ОДС были основания считать заявление Партии БНФ некорректным, так как никто из них не владел "контрольным пакетом" коалиции. В ОДС остались другие партии, теперь они уже без Партии БНФ, а также без движения "За свободу" представляли коалицию.

Формально представляют и сейчас, но подписанный 24 августа документ в какой-то мере напоминает Вискулевское соглашение, которым был положен конец СССР. Теперешние субъекты ОДС, а также бывший член этой коалиции (Партия БНФ) обещают думать о создании нового координационного центра. Вместе с ними обещают думать новые политические силы, которых еще не было на прошлых выборах (кампания "Говори правду!"), а также оргкомитеты ряда партий, которые традиционно не могут получить регистрацию.

Таким образом, представители оппозиции начинают размышлять об объединении усилий в определенных областях с чистого листа. Может сложиться впечатление, что они забыли о том, как когда-то работали вместе в Координационной раде демсил, заключали соглашение "Пятерка плюс", которое впоследствии переросло в "десятку" и стало именоваться ОДС.

Эволюция оппозиционных сил шла от координации действий к совместным действиям, управляемым из единого центра. В 2006 г. единый кандидат в президенты от демсил А. Милинкевич попытался использовать ОДС как объединенный штаб, но субъекты коалиции побоялись потерять свою роль и на поствыборном Конгрессе демсил изменили структуру ОДС. Коалиция потеряла единоначалие, вместо которого у ОДС появились сопредседатели, усложнился механизм принятия решений и в конце концов субъекты ОДС "забыли" о своем единстве и стали "думать" о создании нового координационного центра.

Не лучше обстоят дела и в существующем параллельно БНБ. В этот блок вошли 8 структур, 5 из которых являются всего лишь оргкомитетами по созданию партий и движений, а еще одна структура ("Малады фронт") зарегистрирована на территории Чехии. Только Партия БНФ и движение "За свободу" зарегистрированы в Беларуси, но ни они, ни их неформальные собратья по коалиции не могут определиться с единым кандидатом в президенты от БНБ, а значит, и с единым посланием избирателям.

Без единства политических целей не получится реализация послания избирателям и у участников соглашения 24 августа.

Неспроста единый кандидат в президенты от демсил (2001 г.) Владимир Гончарик в интервью Deutsche Welle оценил нынешнюю предвыборную ситуацию в Беларуси так: "Оппозиция наступает на те же грабли, но их размер становится все больше".

По ряду характеристик степень дезинтеграции оппозиционных сил вернулась более чем на десятилетие назад.

Впрочем, до прихода к власти президента Беларуси Александра Лукашенко представителям оппозиции так же трудно было между собой договариваться. Они тогда чувствовали себя более сильными, чем сейчас, но не меньше усилий тратили на борьбу с еретиками в своей среде, чем на борьбу за власть.

По крайней мере, тогда вопрос борьбы за власть не снимался с повестки дня. И по ряду вопросов (например, наблюдение за выборами) представители разных политических сил могли находить соглашение.

В соглашении от 24 августа пункт о наблюдении за ходом голосования на избирательных участках упоминается. Это, пожалуй, единственное, в чем безусловно совпадают интересы всех представителей оппозиции вне зависимости от блоковой принадлежности и геополитических ориентиров.

Однако это очень большая часть работы. Участковых комиссий на выборах в Беларуси создается больше 6 тысяч, а работают в них более 70 тыс. человек. Для тотального контроля необходимо сопоставимое количество волонтеров, которые смогут в течение периода голосования вести наблюдение.

Их отчеты имеет смысл собирать в едином центре, своего рода параллельном центризбиркоме, что требует более высокого уровня доверия у участников соглашения и наличия воли сообщить реальный результат мониторинга, а не предопределенное заранее заявление о массовых фальсификациях.

Впрочем, в Беларуси предпринимались попытки организации мониторинга выборов неполитическими структурами - правозащитниками, разгромленной гражданской инициативой "Партнерство". Отношения внутри этих временных "творческих" коллективов не были настолько отравлены взаимным недоверием, как это можно наблюдать у политических партий, а цели и задачи были ясны.

Комментируя соглашение, подписанное 24 августа, председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько назвал его первым шагом к конкретным совместным действиям.

Возможно, это так. Однако складывается впечатление, что это соглашение было работой на публику, которую старались убедить, что интеграционный процесс в оппозиционных кругах уже начался или, по крайней мере, вот-вот начнется, - осталось только собраться еще на один круглый стол и подумать о создании координационного центра.

←Грязь выносим за скобки

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика