Статус-кво сохранится до выборов

Источник материала:  
Статус-кво сохранится до выборовКак будут развиваться отношения Беларуси и Евросоюза в условиях затянувшегося кризиса белорусско-российских отношений? По просьбе "БР" свои прогнозы делают эксперты.Политолог-международник Андрей ФЕДОРОВ не считает, что конфликт Москвы и Минска будет содействовать сближению Беларуси с Европейским Союзом. Условия ЕС останутся прежними, и ничего дополнительного Беларуси не предложат.

"Радикального изменения отношения к Минску я, честно говоря, не ожидаю. Может, в каких деталях что-то и изменится, но, по большому счету, - нет. Дело в том, что у Евросоюза с Россией сейчас отношения явно потеплели, поэтому действовать так откровенно в пику Москве Брюссель тоже вряд ли станет", - считает А. Федоров.

Два периода.

Политолог Валерий КАРБАЛЕВИЧ разделяет текущий политический момент на два периода: до и после президентских выборов в Беларуси. До выборов, судя по всему, никаких положительных изменений не предвидится: белорусские власти в этот период традиционно усиливают репрессии против оппозиции, что вызывает отрицательную реакцию со стороны Запада.

"А вот после выборов возможно какое-то потепление. Я думаю, что Запад будет пытаться продолжать диалог с Беларусью, диалог с существующим белорусским режимом, который, скорее всего, сохранится и после выборов", - отметил В. Карбалевич в интервью "БР".

Потепление отношений ЕС и Беларуси будет похоже на потепление, проходившее в конце 2008 - начале 2009 года, то есть это будет очень медленное, постепенное размораживание отношений. В рамках этого потепления возможны какие-то новые визиты Александра Лукашенко в Европу, а также визиты европейских политиков в Минск.

Заинтересованность Беларуси в новых кредитах МВФ, в притоке западного капитала, объявленная большая программа либерализации белорусской экономики - все это будет содействовать нормализации отношений с Евросоюзом.

Проблема стратегии.

Эксперт зарегистрированного в Вильнюсе Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис МЕЛЬЯНЦОВ согласен с тем, что до президентских выборов вряд ли что-то изменится. Чтобы улучшить отношения с Евросоюзом, белорусским властям необходимо идти на какие-то уступки, хотя бы на минимальную либерализацию политического режима, что перед выборами, естественно, невозможно.

Что же будет после выборов, Д. Мельянцов предсказывать не берется. Тут важен российский фактор: насколько сильно Москва будет давить на Минск политически и экономически.

Эксперт также обратил внимание на такой аспект проблемы, как отсутствие четкой стратегии Евросоюза по белорусскому вопросу. Разумеется, у европейских политиков есть желание, с одной стороны, вытянуть Беларусь из сферы влияния России, а с другой - демократизировать Беларусь. Но четкого видения того, как этого добиться, у ЕС нет.

"У Евросоюза нет единства по этому вопросу. Нужно ли отменять санкции? Каким образом упрощать визовый режим? Нужно ли это вообще делать? Увязывать ли это с требованиями к официальному Минску или не увязывать? То есть сейчас ситуация такая же, какой она была несколько лет назад: ЕС не выработал четкой позиции, что делать с Беларусью. Такая ситуация, я думаю, будет сохраняться до президентских выборов точно", - отметил Д. Мельянцов в интервью нашей газете.

Цена непризнания.

Совсем недавно президент России Дмитрий Медведев напомнил белорусской власти о ее обещаниях признать Абхазию и Южную Осетию. Но какое значение имеет вопрос признания сепаратистских территорий в белорусско-европейских отношениях?

В. Карбалевич считает, что проблема признания Абхазии и Южной Осетии в отношениях Беларуси с Евросоюзом имеет даже большее значение, чем в отношениях Беларуси и России. По словам эксперта, в отношениях Минска и Москвы эта проблема уже несколько утратила свою актуальность. Сейчас совершенно очевидно, что в этом вопросе российская дипломатия потерпела тяжелое поражение: мировое сообщество не признало эти территории и вряд ли здесь можно что-то принципиально изменить.

Поэтому заявление Д. Медведева скорее ориентировано на российских граждан, с тем чтобы объяснить им, почему началась информационная кампания против белорусского президента.

А вот для Евросоюза этот вопрос действительно важен.

"Я думаю, что Беларусь получила кредиты МВФ в значительной мере именно потому, что не признала эти республики. Непризнание - это тот товар, который имеет определенную цену, и Запад эту цену оплатил", - считает В. Карбалевич.

Более сдержанно оценивает значение этого вопроса А. Федоров: "Брюссель, конечно, не очень бы хотел, чтобы Минск признавал, и белорусские власти, видимо, рассчитывают, что таким своим бездействием они, по крайней мере, сохранят сдержанно-благожелательное отношение ЕС. Но, опять же, вопрос непризнания не подвигнет Евросоюз на какие-то чрезмерно большие шаги в отношении Беларуси".

Для России же на сегодняшний день важно не само признание, а проявление Беларусью союзнической поддержки.

Имидж и стратегия.

С последним согласен и Д. Мельянцов. Важнее всего то, что фактом непризнания Абхазии и Южной Осетии Беларусь демонстрирует, что она не совсем верный союзник России.

"А если Россия не может уговорить или заставить своего союзника двигаться в русле ее внешней политики и стратегии, то здесь большой минус самой России. Это показывает, что Россия слабая страна и союзников у нее фактически нет", - отмечает эксперт.

Поэтому для России это вопрос имиджа, вопрос самоутверждения как великой державы. Д. Мельянцов считает, что Москва будет добиваться от Минска признания всеми правдами и неправдами. А. Федоров же полагает, что никаких радикальных мер по этому поводу Россия предпринимать не будет, хотя определенный осадок в отношениях двух стран останется.

Что же касается белорусско-европейских отношений, то вопрос непризнания Абхазии и Южной Осетии Д. Мельянцов считает очень важным фактором. Потепление отношений между Беларусью и ЕС в 2008 г., собственно, и началось после войны на Кавказе и непризнания Минском сепаратистских республик. И на сегодняшний день признание Беларусью Абхазии и Южной Осетии может попросту развалить всю конструкцию восточной политики Евросоюза. Для ЕС очень важно развитие проекта "Восточное партнерство", а в случае признания грузинских мятежных территорий Беларусь не сможет эффективно взаимодействовать с Грузией в рамках этой программы. Как следствие, полноценного "Восточного партнерства" с участием всех шести постсоветских стран, входящих в проект, не получится.

Впрочем, в непризнании заинтересован и официальный Минск, хотя бы с геополитической точки зрения: это доказывает, что Беларусь не вассал Москвы, а независимое государство, которое может участвовать и в европейских проектах.
←Единый кандидат не становится ближе

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика