Есть ли слушатели у "говорящих правду"?
Большинство независимых белорусских аналитиков, комментируя мартовские обыски и допросы активистов кампании "Говори правду!", отмечали, что эта силовая операция послужила раскрутке общественной инициативы поэта Владимира Некляева.
Насколько эффективной в PR-смысле оказалась кампания, проведенная силовыми структурами против инициативы поэта? В июне на вопрос НИСЭПИ (Вильнюс) "Знаете ли вы что-нибудь о гражданской кампании "Говори правду!"?" утвердительно ответили только 12,5% респондентов.
"Если учесть, что события, связанные с силовой акцией, в течение длительного времени были главной новостью на страницах независимых газет и на соответствующих сайтах в Интернете, то такой уровень узнаваемости следует признать не высоким. В государственных СМИ мартовские события вокруг кампании "Говори правду!", естественно, не комментировались. Отметим, что в июне ежедневно пользовались интернетом 13.1% белорусов, несколько раз в неделю - 16,1% и несколько раз в месяц - 9,8%. Следовательно, дело не в отсутствии информации, а в отсутствии интереса к информации таково рода", - говорят социологи.
Если от количественного показателя (доли слушателей) перейти к качественному, то положительно деятельность организаторов кампании "Говори правду!" оценили 5,1% респондентов, отрицательно - 0,9%. В лидерах среди информированных оказались безразличные - 6,9%.
А ведь "говорящие правду" распространили, по их словам, по всей стране несколько сотен тысяч открыток, которые можно было послать со своими проблемами в Администрацию президента, и собрали 100 тысяч подписей за улицу Быкова в Минске.
"Согласно социологу Юрию Леваде, "человек советский" может находиться в двух состояниях: в обычном (адаптационном) и возбужденном (мобилизационном). Последнее мы наблюдали в начале 90-х годов прошлого века и в меньшей степени на пике второй и третьей президентских избирательных кампаний. Находясь в обычном состоянии, человек замыкается в своем "малом мире" (семья, ближний круг друзей и коллег по работе) и практически не проявляет интереса к проблемам, непосредственно не связанным с его личным выживанием. Июньский опрос НИСЭПИ на примере кампании "Говори правду!" и зафиксировал отсутствие перехода между обычным и мобилизационным состоянием белорусов", - отмечают социологи.