Кремль ослабляет позиции Лукашенко
Поддержка со стороны российского руководства выражалась не только и не столько в словах. К примеру, «Газпром» (читай: Кремль) ни на цент не поднял цену на газ для Беларуси в 2006 году, поскольку в марте в нашей стране предстояли президентские выборы. Ни на цент! Хотя руки ой как чесались! До такой степени, что, как только выборы прошли, «Газпром», даже не дождавшись инаугурации Лукашенко, озвучил намерение в разы повысить цену на «голубое топливо» с 2007 года.
То бишь «газовые войны» случались и ранее. Скажем, в феврале 2004-го, когда Россия перекрыла «трубу», а Александр Лукашенко назвал происшедшее «актом терроризма на самом высоком уровне». Но накануне выборов – ни-ни! В эти периоды Москва была сама деликатность и учтивость.
Но сейчас складывается обратная ситуация: в преддверии очередного «избирательного шоу» в Беларуси, «Газпром» вдруг затеял разборку, поводом к которой стала смехотворная (по меркам российского концерна) задолженность нашей страны за полученный газ. А 4 июля в прайм-тайм на канале НТВ вышел фильм «Крестный батька», повествующий о тех эпизодах биографии Лукашенко, которые он сам бы хотел забыть навсегда.
В этой связи отдельные комментаторы поспешили заявить, что Кремль послал Лукашенко «черную метку», и дни его сочтены. Вот и примкнувший к ним «Московский комсомолец» пишет в свежем номере: «На февраль 2011 года в Беларуси намечены президентские выборы — и, вероятно, в Москве принято принципиальное решение о смене правящей верхушки. До сих пор Лукашенко без проблем избирался на новые сроки (сейчас у него заканчивается третий). Но подорожание российского газа, блокировка на российских рынках белорусских товаров, а также пестование оппозиционных кандидатов могут сделать свое дело. Элиты Беларуси получили четкий сигнал, что Москва займет в этот раз активную позицию, а также что именно Россия обеспечивает передачу власти в Беларуси».
На наш взгляд, не нужно спешить с подобными выводами. Действительно, события последнего месяца можно рассматривать как сигнал из Кремля белорусским элитам: «Лукашенко нам боле не люб». Но и только. Представления о том, что «именно Россия обеспечивает передачу власти в Беларуси», мягко говоря, несколько преувеличивают влияние Москвы в данном вопросе.
Это, кстати, понимают и адекватные российские аналитики. Так, вице-президент московского Центра политических технологий Сергей Михеев в интервью «Белгазете» признал, что в российском истеблишменте ротируются идеи, что вместо Лукашенко может быть другой президент. Но при этом констатировал: дальше разговоров дело не идет. Поскольку у Кремля явно недостаточно рычагов, чтобы провести смену власти в Беларуси.
Так что Кремль стремится не уничтожить Лукашенко, а лишь ослабить его позиции – чтобы не зарывался. Весь используемый арсенал – «Газпром», СМИ и т.д. – сегодня нацелен именно на это. И уж точно Россию не имеет смысла рассматривать в качестве «экспортера демократии» в Беларусь.