Что белорусам ждать от саммита в Астане?
Аргументы против полноценного участия в Таможенном союзе
Основным камнем преткновения для участия в данном межгосударственном проекте Беларуси является сохранение для страны российских пошлин на нефть и нефтепродукты. Как заявил 30 июня первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, «это нонсенс, что Россия ввела пошлины на нефтепродукты». По его словам, такой шаг с юридической точки зрения незаконный и противоречит всем международным соглашениям. При этом, по словам Семашко, если Россия отменит пошлины на нефтепродукты, Беларусь готова «сегодня же» подписать соглашение о Таможенном кодексе. «Если нет, то у нас есть резервы, подождем, – добавил он. – 4–5 июля вы получите ответы на все свои вопросы».
Однако даже по дороге в Астану позиция белорусской стороны по данному вопросу не изменилась. Как сообщил БЕЛТА источник в делегации, которая сопровождает президента Беларуси в ходе его рабочего визита в Казахстан, «без создания реально действующего механизма обеспечения энергетической безопасности стран-участниц Таможенного союза, без обеспечения равных условий деятельности субъектов хозяйствования нельзя говорить об успешности не только Таможенного союза, но и Единого экономического пространства, которое является конечной целью нашей работы». На взгляд члена президентской делегации, пока единая таможенная территория с 1 июля в полном смысле этого понятия еще не действует. «Без Беларуси реализовать этот исключительно важный для наших партнеров геополитический проект, по сути дела, не получится», – выразил уверенность чиновник.
За то, что белорусское руководство не намерено слепо идти на поводу у России, а торгуется и отстаивает свое мнение, можно, безусловно, порадоваться. В то же время незыблемость данной позиции и отсутствие уступок со стороны России пока является аргументом в пользу неучастия Беларуси в Таможенном союзе. Ведь с такими разногласиями договориться по поводу полноценного сотрудничества будет очень сложно.
Аргументы за полноценное участие в Таможенном союзе
Главным аргументом относительно возможности пойти Беларуси на уступки России является ратификация белорусским парламентом Таможенного кодекса Таможенного союза. Данную ратификацию, которая произошла тайно, в минувшую субботу официально подтвердил Александр Лукашенко. Смысла ратифицировать этот документ, если Беларусь не захочет им воспользоваться, – нет. Кроме того, может возникнуть определенная коллизия, когда парламент, по сути, высказался за участие страны в Таможенном союзе, а президент на переговорах в Астане данное мнение не услышал.
Кроме того, определенную лазейку для полноценного участия Беларуси в Таможенном союзе открывают инициативы скорейшего создания в рамках ТС Единого экономического пространства. По мнению руководства России, это пространство может возникнуть не в 2012 году, как планировалось изначально, а в 2011. В этом Едином экономическом пространстве внутренних пошлин быть не должно. То есть белорусская сторона может продемонстрировать жест доброй воли и согласиться на условия России в надежде на выгоды и более плодотворное сотрудничество в перспективе.
Российская альтернативность
Разумеется, все эти аргументы могут быть излишни в случае, если Россия сделает доброе дело и откажется от внутренних пошлин на энергоресурсы для Беларуси. Взамен она теперь может потребовать ликвидировать собственное мнение по другим спорным вопросам Таможенного союза. В конце мая в Бресте российский премьер-министр Владимир Путин вынужден был признать, что трем странам пока не удалось согласовать позиции по некоторым чувствительным вопросам в рамках процесса формирования Таможенного союза. По его словам, среди таких позиций – вопросы автопрома, авиационной промышленности, перемещения через границу физическими лицами товаров, предназначенных для личного пользования, а также вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты.
Скорее всего белорусская сторона вынуждена будет согласиться на российские правила игры, если наиболее острый вопрос по нефтяным пошлинам окажется урегулирован в соответствии с белорусскими предложениями. Тем более что упразднение внутренних пошлин – мысль весьма здравая и соотносится с правилами, действующими в Евросоюзе, по аналогии с которым и намерен возводиться Таможенный союз. Вот только с какой такой радости Россия решит услышать аргументы партнеров – не совсем ясно.
Комментарий по делу
Валерий КАРБАЛЕВИЧ, политолог:
– Какое решение будет принято на саммите в Астане, я не знаю. Я гадать не умею. Я не астролог. С одинаковой вероятностью можно предполагать два варианта развития событий. Вместе с тем, аргументы против подписания участия Беларуси в Таможенном союзе носят больше символический, имиджевый характер. Только что закончилась газовая война. Если Беларусь подпишет участие в Таможенном союзе на условиях России, это будет выглядеть как капитуляция. Но это внешнее восприятие. Объективных факторов в пользу участия Беларуси в Таможенном союзе все же больше. На льготные цены на нефть и газ Беларусь может рассчитывать, только войдя в Таможенный союз.