Альтернативное правосудие
28.06.2010
—
Новости Политики
Законопроект о третейских судах, а также изменения в некоторые законодательные акты по вопросам жилищных отношений одобрили депутаты Палаты представителей 23 июня.Проект закона РБ "О третейских судах" стоял первым пунктом в списке вопросов в повестке дня предпоследнего заседания нынешней сессии Палаты представителей.
Институт третейских разбирательств, являющийся досудебной примирительной процедурой, в Беларуси пока не получил достаточного распространения, что во многом связано с недостатками правового регулирования подобной системы. Именно на разрешение этой проблемы и направлен законопроект, рассмотренный парламентариями.
Как отметил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов, третейские разбирательства имеют некоторые преимущества по сравнению с разбирательствами в государственных судах.
Во-первых, процесс решения споров в третейском суде носит более демократичный характер. Во-вторых, количественный состав такого суда определяется соглашением сторон. В-третьих, рассмотрение споров в третейском суде носит конфиденциальный характер и не связано с жесткими процессуальными нормами.
Согласно проекту закона, на рассмотрение третейского суда могут передаваться любые споры, возникающие между гражданами, гражданами и юридическими лицами, а также между юрлицами, за исключением споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства по законодательству РБ. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут образовывать третейские суды и быть сторонами третейского соглашения.
Сам по себе третейский суд может быть постоянно действующим или созданным для разрешения конкретного спора. Во втором случае суд прекращает свою деятельность с окончанием разбирательства.
Решение третейского суда является окончательным и может быть обжаловано участвующей в деле стороной путем подачи в суд заявления об отмене решения третейского суда в течение 3 месяцев со дня его получения. Предполагается, что решение третейского суда будет исполняться добровольно. В случае если должник не исполнил решения добровольно в установленный срок, то заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа.
Законопроект определяет и требования, предъявляемые к третейским судьям. Так, третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет. В случае коллегиального разрешения спора аналогичным требованиям должен соответствовать председатель состава третейского суда.
"Главное предназначение законопроекта - это обеспечение развития альтернативных форм правосудия с целью уменьшения количества обращений в суды и сокращения нагрузки на судей", - подчеркнул В. Ипатов.
Выступая перед депутатами, он также отметил, что при подготовке законопроекта активно изучался международный опыт в области третейских судов. В связи с этим были озвучены некоторые данные.
Так, на сегодняшний день в Российской Федерации действует около 600 третейских судов, в Украине - около 100. Еще более широко представлен этот механизм в западных странах: например, в США около 60% экономических споров рассматривается третейскими судами, а в Германии 90% всех договоров с участием немецких предприятий содержит третейскую оговорку или соглашение. Такие страны, как Польша, Литва и Латвия, привели свое национальное законодательство о третейских судах в соответствие с модельным законом Международного торгового арбитража от 1985 года.
На заседании Палаты представителей 23 июня был также рассмотрен проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РБ по вопросам жилищных отношений".
В частности, изменены сроки предоставления жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда детям-сиротам с 2 до 6 месяцев. "Дело в том, что условия финансирования не позволяют на практике реализовать право в течение 2 месяцев обеспечить детей-сирот жилым помещением", - пояснил заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Николай Липень.
Также, согласно законопроекту, исключается пункт 18 Положения о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий в 20-80-х годах ХХ века, утвержденного постановлением Верховного Совета Беларуси от 21 декабря 1990 г. Согласно этому пункту, граждане, нуждающиеся на момент реабилитации в улучшении жилищных условий, имеют право на внеочередное получение жилых благоустроенных помещений. Исключение этого пункта объясняется тем, что исчерпывающий перечень граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, определен Положением, утвержденным Указом № 565.
Институт третейских разбирательств, являющийся досудебной примирительной процедурой, в Беларуси пока не получил достаточного распространения, что во многом связано с недостатками правового регулирования подобной системы. Именно на разрешение этой проблемы и направлен законопроект, рассмотренный парламентариями.
Как отметил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов, третейские разбирательства имеют некоторые преимущества по сравнению с разбирательствами в государственных судах.
Во-первых, процесс решения споров в третейском суде носит более демократичный характер. Во-вторых, количественный состав такого суда определяется соглашением сторон. В-третьих, рассмотрение споров в третейском суде носит конфиденциальный характер и не связано с жесткими процессуальными нормами.
Согласно проекту закона, на рассмотрение третейского суда могут передаваться любые споры, возникающие между гражданами, гражданами и юридическими лицами, а также между юрлицами, за исключением споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства по законодательству РБ. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут образовывать третейские суды и быть сторонами третейского соглашения.
Сам по себе третейский суд может быть постоянно действующим или созданным для разрешения конкретного спора. Во втором случае суд прекращает свою деятельность с окончанием разбирательства.
Решение третейского суда является окончательным и может быть обжаловано участвующей в деле стороной путем подачи в суд заявления об отмене решения третейского суда в течение 3 месяцев со дня его получения. Предполагается, что решение третейского суда будет исполняться добровольно. В случае если должник не исполнил решения добровольно в установленный срок, то заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа.
Законопроект определяет и требования, предъявляемые к третейским судьям. Так, третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет. В случае коллегиального разрешения спора аналогичным требованиям должен соответствовать председатель состава третейского суда.
"Главное предназначение законопроекта - это обеспечение развития альтернативных форм правосудия с целью уменьшения количества обращений в суды и сокращения нагрузки на судей", - подчеркнул В. Ипатов.
Выступая перед депутатами, он также отметил, что при подготовке законопроекта активно изучался международный опыт в области третейских судов. В связи с этим были озвучены некоторые данные.
Так, на сегодняшний день в Российской Федерации действует около 600 третейских судов, в Украине - около 100. Еще более широко представлен этот механизм в западных странах: например, в США около 60% экономических споров рассматривается третейскими судами, а в Германии 90% всех договоров с участием немецких предприятий содержит третейскую оговорку или соглашение. Такие страны, как Польша, Литва и Латвия, привели свое национальное законодательство о третейских судах в соответствие с модельным законом Международного торгового арбитража от 1985 года.
На заседании Палаты представителей 23 июня был также рассмотрен проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РБ по вопросам жилищных отношений".
В частности, изменены сроки предоставления жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда детям-сиротам с 2 до 6 месяцев. "Дело в том, что условия финансирования не позволяют на практике реализовать право в течение 2 месяцев обеспечить детей-сирот жилым помещением", - пояснил заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Николай Липень.
Также, согласно законопроекту, исключается пункт 18 Положения о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий в 20-80-х годах ХХ века, утвержденного постановлением Верховного Совета Беларуси от 21 декабря 1990 г. Согласно этому пункту, граждане, нуждающиеся на момент реабилитации в улучшении жилищных условий, имеют право на внеочередное получение жилых благоустроенных помещений. Исключение этого пункта объясняется тем, что исчерпывающий перечень граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, определен Положением, утвержденным Указом № 565.