Европе предстоит пережить второй Лиссабон
Новая Стратегическая концепция НАТО должна быть принята на саммите стран-участниц альянса осенью в Лиссабоне, где в прошлом году на саммите ЕС был принят другой важный документ- Лиссабонский трактат, определивший создание новых структур и перспективу Евросоюза. Какие можно ждать изменения после натовского саммита в Лиссабоне? На вопросы euramost.org отвечает политический обозреватель Роман Яковлевский.
- Почему именно сейчас возникла необходимость у НАТО принятия нового документа, который должен определять деятельность Североатлантического альянса?
- В сильно изменившемся мире появились новые угрозы ему, на которые требуется давать ответы. Я имею ввиду возникшие вопросы обеспечения энергобезопасности, международный терроризм дополнился еще и кибертерроризмом, гуманитарные ситуации, возникающие в той или иной частях мира, проблемы климата, наркотрафика, который генерируется из Афганистана.
- Не многовато ли для одной НАТО проблем, которые она намерена решать?
- Глобализация упомянутых проблем является общепризнанной реальностью сегодня в мире. И существующая уже седьмой десяток лет такая организация, как НАТО, просто обязана адаптироваться к этой реальности. Напомню, что стержневой статьей Вашингтонского договора, провозгласившего НАТО, является пятая статья, гарантирующая коллективную защиту члену Альянса в случае возникновения внешней угрозы. Так вот, сегодня в НАТО считают, что это положение потеряло уже свою актуальность после «холодной войны». И это должно найти отражение в Новой Стратегической концепции, которую собираются принять осенью на саммите в Лиссабоне. Как и механизмы взаимодействия НАТО с другими странами и международными структурами с целью обеспечения безопасности. Так что Альянс не будет, да и не сможет решать проблемы тех или иных угроз миру, без взаимодействия, партнерства с другими, не членами НАТО странами.
- Вы упомянули о необходимо взаимодействии НАТО с другими структурами. Почему тогда не происходит оно с ОДКБ?
- Сейчас в НАТО доминирует точка зрения, что более эффективно можно сотрудничать на двусторонней основе с отдельными странами ОДКБ. К примеру, как это происходит в Афганистане. Да и признается достаточно высокий уровень сотрудничества в рамках Совета НАТО-Россия. Что касается ОДКБ, то ее эффективность сегодня остается весьма скромной, если не сказать большего. Но судя по некоторым мнениям, которые довелось услышать в Брюсселе, совсем не исключается перспектива сотрудничества НАТО с ОДКБ. Почему бы и нет? Ведь стало возможным сотрудничество в Афганистане турецких и армянских военных, участвующих в операции НАТО с мандатом ООН. Правда, факт подчинения армянских военных турецким генералам в этой операции в штаб-квартире НАТО не подтвердили «по умолчанию». Зато, каждый раз не упускают возможности упомянуть кардинальное отличие НАТО от ОДКБ. Одна структура- союз демократических, а другая- авторитарных государств.
- А с таким членом ОДКБ, как Беларусь НАТО успешно сотрудничает?
- Беларусь является участницей натовской программы «Партнерство ради мира». Однако, в руководящих структурах Альянса с сожалением констатируют, что развитие партнерских отношений с Беларусью замедлилось и остается на весьма скромном уровне. Вызывает только недоумение, что в Минске уже не один год НАТО безуспешно пытается открыть свой Информационный центр. Власти всячески пытаются придумать разные причины, только чтобы не допустить свободного допуска граждан к информации о НАТО. А ведь свобода такого доступа, вроде бы, гарантируется действующей конституцией.
По некоторым данным, сейчас в недрах высшей власти существует план открытия информпункта с ограниченными задачами. Располагаться он будет в здании Академии наук, куда смогут попасть по спецпропускам исключительно научные сотрудники, видимо, чтобы подчерпнуть бесплатно нужную информацию из натовской базы данных. Так что всем остальным любознательным остается возможность пользоваться, пока еще свободным в Беларуси, Интернетом, где информации про НАТО предостаточно.
- Почему происходит такое замедление сотрудничества Беларуси с НАТО?
- Говорят, что торможение вызвано исключительно политическим причинами. При этом отмечается, что никак не удается подписать двусторонний Договор о секретности информации. Так он, кажется, называется. Нет должного продвижения в решении вопросов, связанных с документом по транзиту грузов в Афганистан. Я скептически отнесся к появившейся информации в некоторых СМИ, что будто бы Беларусь подключилась к такому транзиту через свою территорию. По словам некоторых натовских чиновников, Минск пока не показал такой документ по транзиту. В общем, документ такой есть, а действий нет. Известно лишь, что Литва предложила странам НАТО использовать Клайпедский порт и железную дорогу для перевозки грузов в Афганистан. Грузы НАТО в небольшом объеме перевозят через Литву и сейчас, однако ведут переговоры о том, чтобы их было больше, в первую очередь это касается немецких грузов.
Ранее говорили, что больше перспектив в этом плане появилось после того, как возникал возможность перевозить грузы через Беларусь. Минск хотел бы участвовать в перевозках грузов из Клайпедского порта в Афганистан. Напомню, что об этом министр обороны Литвы, до сих пор, собирается поговорить с белорусским коллегой. Однако тот, под разными предлогами, пока до соседнего Вильнюса доехать не может, так как больше времени у него занимают визиты в Триполи, Пекин, вопросы более тесного сотрудничества с Дамаском. Очевидно, такое сотрудничество с ними более рентабельно для Минска.
Сейчас натовские грузы везут через Латвию, чиновники этой страны сказали, что польза Риги от транзитных перевозок уже превысила расходы на участие в миссии в Афганистане.
- Понятно, что сегодня для НАТО «головной болью» является Афганистан. Говорят, что неудача операции там может даже поставить под большой вопрос будущее самого Альянса. Насколько это реально?
- Такие суждения имеют место быть. Я бы тут добавил, что если Бронислав Коморовский получит кресло президента, то Варшава на очередном саммите НАТО в ноябре этого года попытается убедить своих коллег по Альянсу назначить более близкую дату крайнего срока вывода сил НАТО из Афганистана в сравнении с тем, который ранее был предложен Президентом США Бараком Обамой (июль 2011 года). "Если внутри Альянса мы сталкиваемся с ситуацией, когда четкой и однозначной единой позиции у его членов нет, то Польша имеет полное право заявить: мы в этой миссии уже девять лет. С нас хватит", - поделился своими мыслями Комровский в одном из интервью. В настоящее время в рамках миссии ИСАФ в Афганистане задействованы 2600 польских военнослужащих. Так что для НАТО саммит в Лиссабоне может стать не менее судьбоносным, чем принятый Лиссабонский трактат для Евросоюза
Но я бы отметил другую опасность для будущего НАТО, которая стала исходить от такого ее члена, как Турция. Нынешняя политика Анкары, серьезно разругавшейся с Израилем и направленная на создание нового мирового полюса, фактически в противовес Западу- оси Иран- Турция-Бразилия, все больше начинает беспокоить Вашингтон и Брюссель. Пока, в натовских руководящих структурах об этом предпочитают говорить шепотом. А Новая Стратегическая концепция, как ожидается, призвана стать прочным фундаментом главных демократических принципов, и оснащает Североатлантический союз, чтобы он мог предвидеть и противостоять сегодняшним все менее предсказуемым угрозам, носящим все более глобальный характер.