Пчелы против мёда? Почему не выходит на свободу следователь Байкова
Громкое уголовное дело против следователя Генеральной прокуратуры Светланы Байковой продолжает волновать белорусское общество. Точки зрения и позиции высказываются самые разные, иногда противоположные. В редакцию «Белорусского партизана» приходят письма и в ее защиту, и наоборот, против нее. Изучение полученных писем позволяет сделать некоторые предварительные выводы во всей этой неоднозначной истории.
Во-первых, печально нездоровый облик белорусской таможни уже давно известен и не только в среде специалистов. Долгое время в нашей стране эта система является одной из самых коррумпированных. Каждый, кто хотя бы раз пересекал границу, расскажет вам о том, сколько ему пришлось «отдать» таможеннику - от бутылки водки, до определенной суммы денег. Ни в одном другом ведомстве нет таких дел, когда обвиняемые осуждаются прямо списками и строем отправляются в тюрьму. «Поспорить» с ними в этом вопросе могут разве пограничники. Получается, что на рубежах Родины действуют целые преступные группировки.
Знают люди и как живут таможенники и их покровители, на каких машинах ездят и многое другое. Несмотря на то, что в Беларуси уже устали сажать таможенников в тюрьму, а после каждого громкого дела и правоохранительные органы, и сама таможня гордо клянутся, что остатки мафии добиты, такие громкие и многоэпизодные дела с десятками обвиняемых продолжаются из года в год. В связи с такими объемами работы и размахом коррупции на границе в прокуратуре и МВД уже давно есть специализированные следователи, которые занимаются только таможенными делами. И Светлана Байкова как раз и была одним из признанных специалистов в этом вопросе.
Несмотря на то, что эти дела резонансные, о реальном размахе преступной деятельности знают только эксперты. Ведь в нелегальном контрабандном бизнесе, организованном в Беларуси, вращаются сотни миллионов долларов, многие преступные схемы международны по своей сути, а лица, занимающиеся этим бизнесом, имеют очень высоких покровителей.
Но общественность совсем немного знает о миллионах попавших в Беларусь шкур крупного рогатого скота, о миллиардах бутылок, проехавших через западную границу и так далее. По данным официальной статистики и таможни белорусы выглядят довольно странными людьми: каждый, включая стариков и младенцев, имеет в собственности по несколько коровьих шкур, потом гараж, забитый импортными бутылками, стог стекловаты и по несколько бочек специальной жидкости для дезинфекции медицинских инструментов.
Про эту спецжидкость отдельная «веселая» история. Когда постановлением Минздрава такие средства включили в спецреестр медпрепаратов и автоматически освободили от уплаты акцизов, в страну эта спецжидкость хлынула миллионами декалитров. На самом деле это был высоколиквидный и очень востребованный товар - обычный спирт. А когда посчитали только годовой объем поступившей в страну спецжидкости «Дезинсол», то выяснилось, что весь этот год Беларусь могла дезинфицировать медицинские инструменты всей Европы. Подписала это явно коррупционное и пролоббированное спиртовой мафией постановление Минздрава ныне покойная министр Людмила Постоялко и мать Ирины Абельской. Поэтому уголовное дело по это жидкости исчезло по приказу с самого верха.
Конечно понятно, что вместо шкур в страну заезжала импортная мебель, вместо бутылок - эксклюзивная одежда, а вместо стекловаты - компьютерная и оргтехника.
И это не секрет для многих, не секрет для Управления делами Президента, которое для обустройства резиденций Лукашенко приобретало дорогостоящую мебель в самом известном магазине контрабанды «Домус». Не секрет и для многих высоких чиновников, которые в этом же магазине «покупали» эту мебель. И главный идеолог «сильной и процветающей» страны Наталья Петкевич, вставая утром с прекрасной итальянской кровати, не должна забывать своего друга Юрия Шатра - хозяина этого спецмагазина «Домус», за свободу которого она так яростно сражалась.
Иногда доходило до курьезов. Например, инициировавший расследование о контрабанде через магазин «Домус» Владимир Наумов, чем в очередной раз нажил себе кучу «доброжелателей», в какой-то момент к собственному удивлению узнал, что и сам дома смотрит телевизор на диване из магазина «Домус». На вопрос - Как же так получилось? - жена ответила, что там все покупают, потому что отличная мебель и не дорогая. «Дешевая, потому что контрабанда», - ответил ей Наумов и приказал срочно внести сумму растаможки по этой семейной покупке на спецсчет, открытый для возмещения ущерба по этому делу. Это, кстати, Наумов требовал и от других высокопоставленных лиц - клиентов «Домуса», но не все это сделали, многие побежали жаловаться, что министр внутренних дел хочет разорить «бедных» чиновников.
Но некоторые хоть покупали мебель по хорошим ценам, а многие просто любезно соглашались принять такие подарки от импозантного Юрия Шатра (он на самом деле похож на голливудского актера), разъезжавшего по Минску на «Мазерати».
В общем, всё это, а также «странная» статистика белорусской таможни уже давно для многих не тайна, но следователи, занимавшиеся делами о контрабанде, как правило, в такие «секреты Полишинеля» не вдавались от греха подальше, они просто как заправские бухгалтера анализировали поставки, суммировали неуплаченные таможенные пошлины и предъявляли счет обвиняемым.
Но Светлана Байкова - не совсем обычный следователь, которая в силу собственной смелости и принципиальности не стеснялась вникать и в такие смертельно опасные нюансы по своим делам, за что и получала кроме президентских наград, кучу анонимок, жалоб, а иногда и открытых угроз, до поры до времени безрезультатных.
Всё так и продолжалось, уже уставшая от собственного расследования Байкова была бы переведена на другие дела или отправлена в отставку, а «странная» статистика таможни так и не будоражила бы светлые головы. Но не буди лихо пока тихо, ее не просто задели, а жестоко и цинично наехали всей мощью государственной репрессивной машины.
Вот и получается, что инициированная белорусскими спецслужбами беспрецедентная «борьба с коррупцией» в лице следователя Байковой - очень напоминает акцию «Пчелы против мёда».
Как пишут читатели нашего сайта, в эти дни следователи КГБ работают в авральном режиме и рвут подметки, передопрашивают свидетелей и даже понятных, которых привлекала следователь Байкова, и ищут хоть что-то против нее, чтобы сохранить лицо. А по одной оригинальной версии, запутавшись в этой темной истории, которую сами же раздули на пустом месте, пограничники-чекисты в качестве варианта могут и отпустить Байкову с условным наказанием и обязательством, что она официально опровергнет все данные о существовании в стране таможенной мафии.
В любом случае в ближайшие дни Генеральному прокурору Григорию Василевичу еще раз предстоит оценить всё это расследование спецслужб. Он вновь накануне принятия непростого решения, от которого зависит дальнейшая судьба его подчиненной.
Чем закончится и обернется вся эта история, покажет время.