Директивы президента: слова и дела
25.05.2010
—
Новости Политики
Уже четвертая по счету директива вот-вот выйдет из-под пера Александра Лукашенко. В ожидании этого знаменательного события «Салідарнасць» проанализировала, насколько эффективными оказались три предыдущие. И вот что из этого получилось.Первый блин
Итак, Директива №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», широкому кругу более известная как «алкогольная», увидела свет в марте 2004 года. Подавляющим большинством этот странный по форме и содержанию документ был воспринят как напутствие главы государства с призывом к трезвому образу жизни.
Однако следует напомнить, что касалась первая директива не только профилактики пьянства. Появилась она вскоре после трагедий в Козловщинском психоневрологическом доме-интернате Гродненской области и Краснопольской средней школе №1 Могилевской области. Поэтому большинство пунктов этого документа касались принятия мер «по улучшению состояния объектов социально-бытового и культурного назначения, находящихся в аварийном и ветхом состоянии», безопасности труда, обучению работников действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Ну и, естественно, укреплению той самой общественной дисциплины, одним из критериев которой был «трезвый подход» к работе и жизни.
Трудно сказать, как на практике осуществлялись первые пункты данной директивы: стали ли за эти шесть лет ветхие здания более новыми, а трудящиеся – более подкованными в вопросах безопасности. Но вот что касается пьянства, то с момента принятия документа ситуация, мало чем изменилась. А в некоторых аспектах даже ухудшилась. В частности, объем продажи всех видов алкогольных напитков на душу населения увеличился с 9,4 л в 2004 году до 12,4 л в 2009-м. Цифра, прямо скажем, пугающая, учитывая, что по стандартам Всемирной организации здоровья критическим для здоровья нации считается потребление 8 литров алкоголя на каждого жителя страны старше 18 лет. То есть за это время наша страна не только не покончила с алкоголизмом, но и вырвалась в лидеры по потреблению спиртных напитков.
Статистика свидетельствует, что первичная заболеваемость хроническим алкоголизмом составила 364,5 на 100 тыс. нас. (для сравнения: в 2004 г. — 173,1). «Планомерная работа по профилактике пьянства и алкоголизма» привела к тому, что сегодня около 34 тысяч женщин и 147 тысяч мужчин в Беларуси имеют диагноз «алкогольная зависимость».
Это о ситуации в целом. Между тем касалась директива и повышения безопасности дорожного движения. Однако и тут следует констатировать, что ситуация на дорогах с 2004 года не сильно изменилась. Согласно сводкам ГАИ, в 2009 году по вине водителей произошло 5292 ДТП (1010 из них по вине нетрезвых), по вине пешеходов – 1226 ДТП (405 из них по вине нетрезвых).
Так первый блин оказался комом.
Ударим бумажкой по бюрократизму!
27 декабря 2006 г. вышла новая директива «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Справедливости ради отметим, что еще в директиве №1 пунктом 1.5. значилось: «регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. По выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия».
Но, видно, одной бумажки для искоренения бюрократизма оказалось мало. Новое творение президента было уже более внушительным по размерам и замыслу. Директива №2 была призвана искоренить «проявляемые некоторыми чиновниками формализм, волокиту, бумаготворчество (! – «С»), чванство, неуважение к людям, безразличие к их судьбам и потребностям».
Смысл этого документа местами был настолько пространен, что дать оценку эффективности его исполнения довольно сложно. Например, пункт 1.2. гласил: «государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и ”отсебятины“ при применении». Цель, конечно благая, но мы-то думали, что это и так прямая функция всех чиновников! Или же: «руководителям государственных органов обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам».
Были в директиве и пожелания из разряда научной фантастики: «не допускать наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах».
Что из этого все получилось, можно понять из заявления, сделанного Александром Лукашенко в послании народу и Национальному собранию, озвученному в 2010 году: «С неразворотливостью и бюрократизмом пора заканчивать». Как, опять?
В валенках за цивилизованным светом
Подвели соотечественники главу государства и с выполнением третьей директивы об экономии и бережливости, вышедшей в июне 2007 года.
«Энергоемкость валового внутреннего продукта у нас в полтора–два раза выше, чем в развитых государствах со сходными климатическими условиями и структурой экономики», — сокрушался Александр Лукашенко в преамбуле документа. И вот незадача – в мае 2010 года первый вице-премьер Владимир Семашко заявляет, что «в Беларуси энергоемкость ВВП в 2-2,5 раза выше, чем в развитых странах».
По оценке экспертов Международной финансовой корпорации (МФК), в Беларуси используется в два раза больше энергии на единицу ВВП, чем в Польше, и в 2,5 раза — чем в Германии. То есть, выходит, что до момента принятия директивы ситуация выглядела даже лучше.
Про то, как «сберегали» энергию на предприятиях и в учреждениях вообще впору сочинять анекдоты. Для того, чтобы догнать развитые страны, белорусов одели… в валенки и телогрейки. Экономия тепла привела к тому, что в Минске, чтобы выполнить Директиву №3, парикмахеры, спасаясь от холода, вынуждены были сменить спецодежду на теплые шубы и ватники. В некоторых школах были введены правила, требовавшие выключать на переменах свет, а в столичной библиотеке посетителей садили под одну лампу.
Даже вице-премьер правительства Андрей Кобяков, отвечая на вопросы депутатов, в апреле 2008 года признал, что результаты энергосбережения во многом обусловлены механическим снижением энергопотребления, в том числе уменьшением отопления в зимний сезон. «Да, есть такие руководители предприятий, которые посадили своих работников в валенках и в ватниках и думают, что ухватили Бога за бороду. Это неправильно», — отметил Кобяков.
Но даже, укутав народ в шубы, власти не получили ожидаемого результата. По данным департамент по энергоэффективности Госстандарта Беларуси, энергоемкость ВВП в Беларуси за январь-февраль 2010 года увеличилась на 4,4% при задании на первый квартал минус 2%. Да и сам Лукашенко, выступая в апреле с ежегодным посланием народу и Национальному собранию признал: «Директива от 14 июня 2007 года «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» не стала нормой повседневной жизни в быту и на производстве».
Сейчас белорусов ждет новая директива «О либерализации экономики». Дать свободу директивными методами – еще одно ноу-хау наших властей. Что из этого может получиться, мы уже знаем.
Итак, Директива №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», широкому кругу более известная как «алкогольная», увидела свет в марте 2004 года. Подавляющим большинством этот странный по форме и содержанию документ был воспринят как напутствие главы государства с призывом к трезвому образу жизни.
Однако следует напомнить, что касалась первая директива не только профилактики пьянства. Появилась она вскоре после трагедий в Козловщинском психоневрологическом доме-интернате Гродненской области и Краснопольской средней школе №1 Могилевской области. Поэтому большинство пунктов этого документа касались принятия мер «по улучшению состояния объектов социально-бытового и культурного назначения, находящихся в аварийном и ветхом состоянии», безопасности труда, обучению работников действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Ну и, естественно, укреплению той самой общественной дисциплины, одним из критериев которой был «трезвый подход» к работе и жизни.
Трудно сказать, как на практике осуществлялись первые пункты данной директивы: стали ли за эти шесть лет ветхие здания более новыми, а трудящиеся – более подкованными в вопросах безопасности. Но вот что касается пьянства, то с момента принятия документа ситуация, мало чем изменилась. А в некоторых аспектах даже ухудшилась. В частности, объем продажи всех видов алкогольных напитков на душу населения увеличился с 9,4 л в 2004 году до 12,4 л в 2009-м. Цифра, прямо скажем, пугающая, учитывая, что по стандартам Всемирной организации здоровья критическим для здоровья нации считается потребление 8 литров алкоголя на каждого жителя страны старше 18 лет. То есть за это время наша страна не только не покончила с алкоголизмом, но и вырвалась в лидеры по потреблению спиртных напитков.
Статистика свидетельствует, что первичная заболеваемость хроническим алкоголизмом составила 364,5 на 100 тыс. нас. (для сравнения: в 2004 г. — 173,1). «Планомерная работа по профилактике пьянства и алкоголизма» привела к тому, что сегодня около 34 тысяч женщин и 147 тысяч мужчин в Беларуси имеют диагноз «алкогольная зависимость».
Это о ситуации в целом. Между тем касалась директива и повышения безопасности дорожного движения. Однако и тут следует констатировать, что ситуация на дорогах с 2004 года не сильно изменилась. Согласно сводкам ГАИ, в 2009 году по вине водителей произошло 5292 ДТП (1010 из них по вине нетрезвых), по вине пешеходов – 1226 ДТП (405 из них по вине нетрезвых).
Так первый блин оказался комом.
Ударим бумажкой по бюрократизму!
27 декабря 2006 г. вышла новая директива «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Справедливости ради отметим, что еще в директиве №1 пунктом 1.5. значилось: «регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. По выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия».
Но, видно, одной бумажки для искоренения бюрократизма оказалось мало. Новое творение президента было уже более внушительным по размерам и замыслу. Директива №2 была призвана искоренить «проявляемые некоторыми чиновниками формализм, волокиту, бумаготворчество (! – «С»), чванство, неуважение к людям, безразличие к их судьбам и потребностям».
Смысл этого документа местами был настолько пространен, что дать оценку эффективности его исполнения довольно сложно. Например, пункт 1.2. гласил: «государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и ”отсебятины“ при применении». Цель, конечно благая, но мы-то думали, что это и так прямая функция всех чиновников! Или же: «руководителям государственных органов обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам».
Были в директиве и пожелания из разряда научной фантастики: «не допускать наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах».
Что из этого все получилось, можно понять из заявления, сделанного Александром Лукашенко в послании народу и Национальному собранию, озвученному в 2010 году: «С неразворотливостью и бюрократизмом пора заканчивать». Как, опять?
В валенках за цивилизованным светом
Подвели соотечественники главу государства и с выполнением третьей директивы об экономии и бережливости, вышедшей в июне 2007 года.
«Энергоемкость валового внутреннего продукта у нас в полтора–два раза выше, чем в развитых государствах со сходными климатическими условиями и структурой экономики», — сокрушался Александр Лукашенко в преамбуле документа. И вот незадача – в мае 2010 года первый вице-премьер Владимир Семашко заявляет, что «в Беларуси энергоемкость ВВП в 2-2,5 раза выше, чем в развитых странах».
По оценке экспертов Международной финансовой корпорации (МФК), в Беларуси используется в два раза больше энергии на единицу ВВП, чем в Польше, и в 2,5 раза — чем в Германии. То есть, выходит, что до момента принятия директивы ситуация выглядела даже лучше.
Про то, как «сберегали» энергию на предприятиях и в учреждениях вообще впору сочинять анекдоты. Для того, чтобы догнать развитые страны, белорусов одели… в валенки и телогрейки. Экономия тепла привела к тому, что в Минске, чтобы выполнить Директиву №3, парикмахеры, спасаясь от холода, вынуждены были сменить спецодежду на теплые шубы и ватники. В некоторых школах были введены правила, требовавшие выключать на переменах свет, а в столичной библиотеке посетителей садили под одну лампу.
Даже вице-премьер правительства Андрей Кобяков, отвечая на вопросы депутатов, в апреле 2008 года признал, что результаты энергосбережения во многом обусловлены механическим снижением энергопотребления, в том числе уменьшением отопления в зимний сезон. «Да, есть такие руководители предприятий, которые посадили своих работников в валенках и в ватниках и думают, что ухватили Бога за бороду. Это неправильно», — отметил Кобяков.
Но даже, укутав народ в шубы, власти не получили ожидаемого результата. По данным департамент по энергоэффективности Госстандарта Беларуси, энергоемкость ВВП в Беларуси за январь-февраль 2010 года увеличилась на 4,4% при задании на первый квартал минус 2%. Да и сам Лукашенко, выступая в апреле с ежегодным посланием народу и Национальному собранию признал: «Директива от 14 июня 2007 года «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» не стала нормой повседневной жизни в быту и на производстве».
Сейчас белорусов ждет новая директива «О либерализации экономики». Дать свободу директивными методами – еще одно ноу-хау наших властей. Что из этого может получиться, мы уже знаем.