С наскока не получилось
22.05.2010
—
Новости Политики
Главы правительств России, Беларуси и Казахстана не смогли снять вопросы, которые мешают вступлению в силу Таможенного кодекса с 1 июля этого года. Два раунда напряженных переговоров на уровне высшего органа Таможенного союза (ТС) прошли 21 мая в Санкт-Петербурге. Ожидалось, что на заседании будут приняты судьбоносные для "тройки" решения - о введении общего Таможенного кодекса и о создании единой таможенной территории.Именно это накануне, 19 мая, анонсировал премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства. "В пятницу состоится встреча глав правительств "тройки". На ней должны быть окончательно согласованы вопросы введения в действие единого Таможенного кодекса и создания единой таможенной территории", - цитирует В. Путина РИА "Новости".
Однако эти вопросы оказались непреодолимыми для участниц ТС.
"Есть ряд чувствительных позиций для экономик стран Таможенного союза, которые требуют дополнительного согласования", - сказал поздно вечером после второго раунда переговоров белорусский премьер Сергей Сидорский.
"Мы договорились продолжить процесс ратификации Таможенного кодекса в течение двух недель на экспертном уровне", - заявил в свою очередь В. Путин.
"Пока, к сожалению, эксперты не сблизились", - констатировал С. Сидорский.
"Для согласования чувствительных экономических позиций, таких как автопром, авиация, товары, которые завозят граждане для личного потребления, таможенные вывозные пошлины, - по ним продолжим консультации в самое ближайшее время. Это вопрос серьезный, и в нем не должно быть суеты", - сказал В. Путин.
Он также пояснил причины неуступчивости российской стороны в отношении автопрома и авиапромышленности. "Если мы изменим свои позиции, которые мы заняли в течение предыдущих лет, особенно сегодня, в кризисных условиях, когда мы поддерживаем свой автопром, мы считаем, это нанесет ущерб развитию автомобильной промышленности России, так же как авиационной промышленности", - сказал российский премьер.
С. Сидорский обозначил самую уязвимую для Беларуси позицию - пошлины на нефть и нефтепродукты. Сейчас на рассмотрении Экономического суда СНГ находится исковое заявление Беларуси к Правительству РФ по поводу взимания Россией пошлин на нефтепродукты. Своя позиция у Беларуси и в отношении введения с 1 июля новых пошлин (на уровне российских) на ввоз автомобилей физлицами.
То, что белорусская сторона будет отстаивать по этим вопросам свою принципиальную позицию, было заявлено 17 мая в ходе доклада С. Сидорского А. Лукашенко. Президент дал поручения относительно условий ввоза физлицами легковых автомобилей в Беларусь в условиях ТС. Позиция белорусской стороны должна максимально учитывать национальные интересы. Суть ее: сохранить таможенные пошлины или же принять решение, устраивающее все три государства.
Чувствителен для всех стран ТС также вопрос, касающийся функционирования СЭЗ. Нерешенным остается еще один - о завершении установления единого торгового режима с третьими странами. Причем Минск жестко настаивает на необходимости принятия всех решений для начала полноформатного функционирования ТС.
Уже 22 мая, на следующий день после трехсторонних переговоров в Санкт-Петербурге, В. Путин вынужден был признать, что из-за нерешенности ряда вопросов ТС не сможет полностью заработать с 1 июля, как объявлялось раньше. "В полную силу - не сможет", - сказал В. Путин в интервью межгосударственной телерадиокомпании "Мир".
Он сообщил, что предлагает подготовить документы для создания Единого экономического пространства (ЕЭП) к концу 2010 года, а не в следующем, как заявлялось раньше.
"И я исхожу из того, что в этом случае можно было бы пойти на дополнительные шаги навстречу друг другу и решить вопросы и по пошлинам, и по тарифам некоторым, и так далее. Легче было бы уже в рамках общих договоренностей по макроэкономической политике, по другим проблемам. Гораздо более капитальным, чем даже вопросы таможенного регулирования. Если бы мы говорили по более капитальным проблемам, то нам легче было бы согласовывать и параметры таможенного характера", - сказал В. Путин.
Однако эти вопросы оказались непреодолимыми для участниц ТС.
"Есть ряд чувствительных позиций для экономик стран Таможенного союза, которые требуют дополнительного согласования", - сказал поздно вечером после второго раунда переговоров белорусский премьер Сергей Сидорский.
"Мы договорились продолжить процесс ратификации Таможенного кодекса в течение двух недель на экспертном уровне", - заявил в свою очередь В. Путин.
"Пока, к сожалению, эксперты не сблизились", - констатировал С. Сидорский.
"Для согласования чувствительных экономических позиций, таких как автопром, авиация, товары, которые завозят граждане для личного потребления, таможенные вывозные пошлины, - по ним продолжим консультации в самое ближайшее время. Это вопрос серьезный, и в нем не должно быть суеты", - сказал В. Путин.
Он также пояснил причины неуступчивости российской стороны в отношении автопрома и авиапромышленности. "Если мы изменим свои позиции, которые мы заняли в течение предыдущих лет, особенно сегодня, в кризисных условиях, когда мы поддерживаем свой автопром, мы считаем, это нанесет ущерб развитию автомобильной промышленности России, так же как авиационной промышленности", - сказал российский премьер.
С. Сидорский обозначил самую уязвимую для Беларуси позицию - пошлины на нефть и нефтепродукты. Сейчас на рассмотрении Экономического суда СНГ находится исковое заявление Беларуси к Правительству РФ по поводу взимания Россией пошлин на нефтепродукты. Своя позиция у Беларуси и в отношении введения с 1 июля новых пошлин (на уровне российских) на ввоз автомобилей физлицами.
То, что белорусская сторона будет отстаивать по этим вопросам свою принципиальную позицию, было заявлено 17 мая в ходе доклада С. Сидорского А. Лукашенко. Президент дал поручения относительно условий ввоза физлицами легковых автомобилей в Беларусь в условиях ТС. Позиция белорусской стороны должна максимально учитывать национальные интересы. Суть ее: сохранить таможенные пошлины или же принять решение, устраивающее все три государства.
Чувствителен для всех стран ТС также вопрос, касающийся функционирования СЭЗ. Нерешенным остается еще один - о завершении установления единого торгового режима с третьими странами. Причем Минск жестко настаивает на необходимости принятия всех решений для начала полноформатного функционирования ТС.
Уже 22 мая, на следующий день после трехсторонних переговоров в Санкт-Петербурге, В. Путин вынужден был признать, что из-за нерешенности ряда вопросов ТС не сможет полностью заработать с 1 июля, как объявлялось раньше. "В полную силу - не сможет", - сказал В. Путин в интервью межгосударственной телерадиокомпании "Мир".
Он сообщил, что предлагает подготовить документы для создания Единого экономического пространства (ЕЭП) к концу 2010 года, а не в следующем, как заявлялось раньше.
"И я исхожу из того, что в этом случае можно было бы пойти на дополнительные шаги навстречу друг другу и решить вопросы и по пошлинам, и по тарифам некоторым, и так далее. Легче было бы уже в рамках общих договоренностей по макроэкономической политике, по другим проблемам. Гораздо более капитальным, чем даже вопросы таможенного регулирования. Если бы мы говорили по более капитальным проблемам, то нам легче было бы согласовывать и параметры таможенного характера", - сказал В. Путин.
Справка "БР"
ТС Беларуси, России и Казахстана начал работать в 2010 году с введением в силу единого таможенного тарифа. 1 июля планировалось ввести в действие Таможенный кодекс союза, к этому же сроку - завершить перенос контрольных функций на внешние границы Беларуси и существенно облегчить контроль на российско-казахстанском участке границы. Ликвидация таможенной границы с Казахстаном предполагается в 2011 году.
В Санкт-Петербурге 21 мая В. Путин отметил, что для введения в действие Таможенного кодекса с 1 июля нужно подготовить 18 проектов договоров. Из этого числа 8 проектов уже одобрены комиссией ТС, еще 3 - на подходе, остальные обсуждаются.
Ранее стороны достигли одной из ключевых договоренностей - о распределении доходов от импортных пошлин между бюджетами стран - участниц ТС: Россия будет получать 87,97% собираемых платежей, Беларусь - 4,7%, Казахстан - 7,33%.
Все решения по текущей работе принимает комиссия ТС, где 57% голосов у России, остальные распределены между Казахстаном и Беларусью. Решения принимаются 2/3 голосов.
ТС Беларуси, России и Казахстана начал работать в 2010 году с введением в силу единого таможенного тарифа. 1 июля планировалось ввести в действие Таможенный кодекс союза, к этому же сроку - завершить перенос контрольных функций на внешние границы Беларуси и существенно облегчить контроль на российско-казахстанском участке границы. Ликвидация таможенной границы с Казахстаном предполагается в 2011 году.
В Санкт-Петербурге 21 мая В. Путин отметил, что для введения в действие Таможенного кодекса с 1 июля нужно подготовить 18 проектов договоров. Из этого числа 8 проектов уже одобрены комиссией ТС, еще 3 - на подходе, остальные обсуждаются.
Ранее стороны достигли одной из ключевых договоренностей - о распределении доходов от импортных пошлин между бюджетами стран - участниц ТС: Россия будет получать 87,97% собираемых платежей, Беларусь - 4,7%, Казахстан - 7,33%.
Все решения по текущей работе принимает комиссия ТС, где 57% голосов у России, остальные распределены между Казахстаном и Беларусью. Решения принимаются 2/3 голосов.