Бесшумная годовщина
10.05.2010
—
Новости Политики
Спустя год после старта инициативы ЕС "Восточное партнерство" ее двустороннее измерение развивается более динамично, чем многостороннее.На инаугурационном саммите в Праге 7 мая 2009 г. об инициативе "Восточное партнерство" говорилось как о многообещающем "новом старте" отношений Евросоюза с постсоветскими соседями - Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.
В первую годовщину инициативы в Брюсселе тихо прошла встреча многосторонней платформы ВП по экономической интеграции с ЕС, после которой не было сделано ни одного заявления для прессы. Точно так же, почти бесшумно, 29 апреля делегации стран "Восточного партнерства" и Брюссель обсудили в столице ЕС вопросы демократии и управления государством.
Основное внимание 7 мая 2010 г. внешнеполитические структуры Евросоюза уделили отношениям с Марокко и вступлению в действие Европейской внешнеполитической службы.
Молчали по поводу годовщины инициативы и страны, которые считались ее главными авторами, - Швеция и Польша. Единственной новостью дня на сайте польского МИДа было назначение посла в РБ Хенрика Литвина заместителем министра, а шведы сосредоточились на борьбе с насилием против женщин в мире.
Лишь литовский МИД выступил со специальным обращением, в котором заявил, что ВП "привнесла новое качество в отношения ЕС с восточными соседями", но не привел при этом почти никакой конкретики, кроме планов Литвы, Беларуси и Украины по региональному сотрудничеству.
Равнодушие Брюсселя и высшей политической элиты стран ЕС к когда-то амбициозной инициативе некоторые эксперты объясняют тем, что старые политики, которые вплотную занимались восточным вектором, такие, как Бенита Ферреро-Вальднер или Хавьер Солана, ушли в отставку, а перед молодыми в связи с Лиссабонским договором и новыми вызовами мирового экономического кризиса встали другие, более глобальные задачи.
В интервью брюссельскому корреспонденту всемирной службы радио "Свобода" британский политолог Эндрю Уилсон заявил, что "эта достойная сама по себе политика " за минувший год "оказала довольно незначительное влияние", так как интерес "был перехвачен другими событиями".
По мнению Э. Уилсона, необходим был бы перезапуск инициативы, что-то вроде "Партнерства плюс". Это вряд ли произойдет до конца текущего года, когда председательство Испании сменится председательством Бельгии, но в 2011-м, когда во главе ЕС будут Венгрия и Польша, ситуация может измениться.
Впрочем , политолог считает, что даже если бы ВП реализовывалось полнокровно, у него есть главная структурная слабость:
"Непонятно, есть ли у нас способы убедить упирающихся и зачастую авторитарных лидеров этих 6 государств провести реформы, которых нам бы хотелось. Пряник недостаточно сладок, а кнут недостаточно велик и грозен".
Его рецепт выхода из сложной ситуации - сделать более сильными козырями свободную торговлю и либерализацию визового режима.
С точки зрения Еврокомиссии, процесс вовсе не нуждается в перезагрузке, он просто вошел в рабочую колею.
Комиссар по расширению ЕС и соседским отношениям Штефан Фюле в апреле посетил четыре из шести стран - участниц ВП (кроме Беларуси и Молдовы), после чего заявил, что инициатива успешно развивается "по ряду векторов" на двустороннем уровне. В первую очередь - в области подписания соглашений об ассоциации с ЕС. В этом плане наиболее продвинулись отношения с Украиной, в 2010 г. начались переговоры с Молдовой, а 10 мая на Совет по внешним связям ЕС утвердит директивы по переговорам с Грузией, Арменией и Азербайджаном.
Развиваются и отношения по вовлечению соседей в зону свободной торговли с ЕС, подготовлено соглашение по облегчению визового режима с Грузией (Украина и Молдова уже пользуются льготным статусом). Скорость принятия тех или иных соглашений, отметил Ш. Фюле, зависит от прогресса каждого конкретного партнера: "Ответственность за процесс реформ, укрепление демократии и установление правового государства находится в руках правительств и политиков этих стран... Комиссия может лишь предоставить техническую и финансовую помощь".
Комиссар ЕС Штефан Фюле собирается 14 мая посетить с рабочим визитом Молдову, после чего до конца года официальных поездок в страны ВП не запланировано.
Таким образом, единственной обойденной вниманием еврокомиссара страной в 2010-м будет Беларусь. Видимо, это связано с тем, что Беларусь - единственная участница ВП, которая может получать выгоды лишь от участия в многосторонних платформах.
Согласно опубликованному в конце апреля календарю событий ВП, на май запланированы заседания платформ по энергобезопасности и контактам между людьми. Единственным ярким событием первой половины года может стать запланированная на 24 мая в Сопоте первая неформальная встреча министров иностранных дел, а второй половины - Форум гражданского общества в Берлине 2 ноября.
Никто не ожидает от общих встреч министров и представителей гражданского общества стран ВП переломных решений. Основные события, как и финансовые потоки в рамках ВП, судя по всему, сосредоточатся на уровне двусторонних контактов "ЕС - сосед".
В связи с этим наиболее интересным для Минска документом Евросоюза за последнее время является Концептуальная записка о пересмотре Страновой стратегии по Беларуси на 2012-2013 гг., которую на днях опубликовал Брюссель.
В записке говорится о необходимости пересмотра "фактических и аналитических положений" стратегии, сформированной еще в 2007 г., для их более тесной связи с "Восточным партнерством" и будущими переговорами с белорусскими властями.
В настоящее время Евросоюз готовит для правительства Беларуси версию "совместного временного плана реформ".
Основой для переговоров предлагается сделать следующие области: демократизация (в том числе включение гражданского общества в диалог с властями), реформа в области разработки и применения направлений госполитики (в том числе в сфере энергетики, транспорта и экологии), помощь со стороны ЕС в приватизации и в реформе финансового сектора страны, поддержка регионального развития и налаживание контактов между людьми.
В первую годовщину инициативы в Брюсселе тихо прошла встреча многосторонней платформы ВП по экономической интеграции с ЕС, после которой не было сделано ни одного заявления для прессы. Точно так же, почти бесшумно, 29 апреля делегации стран "Восточного партнерства" и Брюссель обсудили в столице ЕС вопросы демократии и управления государством.
Основное внимание 7 мая 2010 г. внешнеполитические структуры Евросоюза уделили отношениям с Марокко и вступлению в действие Европейской внешнеполитической службы.
Молчали по поводу годовщины инициативы и страны, которые считались ее главными авторами, - Швеция и Польша. Единственной новостью дня на сайте польского МИДа было назначение посла в РБ Хенрика Литвина заместителем министра, а шведы сосредоточились на борьбе с насилием против женщин в мире.
Лишь литовский МИД выступил со специальным обращением, в котором заявил, что ВП "привнесла новое качество в отношения ЕС с восточными соседями", но не привел при этом почти никакой конкретики, кроме планов Литвы, Беларуси и Украины по региональному сотрудничеству.
Равнодушие Брюсселя и высшей политической элиты стран ЕС к когда-то амбициозной инициативе некоторые эксперты объясняют тем, что старые политики, которые вплотную занимались восточным вектором, такие, как Бенита Ферреро-Вальднер или Хавьер Солана, ушли в отставку, а перед молодыми в связи с Лиссабонским договором и новыми вызовами мирового экономического кризиса встали другие, более глобальные задачи.
В интервью брюссельскому корреспонденту всемирной службы радио "Свобода" британский политолог Эндрю Уилсон заявил, что "эта достойная сама по себе политика " за минувший год "оказала довольно незначительное влияние", так как интерес "был перехвачен другими событиями".
По мнению Э. Уилсона, необходим был бы перезапуск инициативы, что-то вроде "Партнерства плюс". Это вряд ли произойдет до конца текущего года, когда председательство Испании сменится председательством Бельгии, но в 2011-м, когда во главе ЕС будут Венгрия и Польша, ситуация может измениться.
Впрочем , политолог считает, что даже если бы ВП реализовывалось полнокровно, у него есть главная структурная слабость:
"Непонятно, есть ли у нас способы убедить упирающихся и зачастую авторитарных лидеров этих 6 государств провести реформы, которых нам бы хотелось. Пряник недостаточно сладок, а кнут недостаточно велик и грозен".
Его рецепт выхода из сложной ситуации - сделать более сильными козырями свободную торговлю и либерализацию визового режима.
С точки зрения Еврокомиссии, процесс вовсе не нуждается в перезагрузке, он просто вошел в рабочую колею.
Комиссар по расширению ЕС и соседским отношениям Штефан Фюле в апреле посетил четыре из шести стран - участниц ВП (кроме Беларуси и Молдовы), после чего заявил, что инициатива успешно развивается "по ряду векторов" на двустороннем уровне. В первую очередь - в области подписания соглашений об ассоциации с ЕС. В этом плане наиболее продвинулись отношения с Украиной, в 2010 г. начались переговоры с Молдовой, а 10 мая на Совет по внешним связям ЕС утвердит директивы по переговорам с Грузией, Арменией и Азербайджаном.
Развиваются и отношения по вовлечению соседей в зону свободной торговли с ЕС, подготовлено соглашение по облегчению визового режима с Грузией (Украина и Молдова уже пользуются льготным статусом). Скорость принятия тех или иных соглашений, отметил Ш. Фюле, зависит от прогресса каждого конкретного партнера: "Ответственность за процесс реформ, укрепление демократии и установление правового государства находится в руках правительств и политиков этих стран... Комиссия может лишь предоставить техническую и финансовую помощь".
Комиссар ЕС Штефан Фюле собирается 14 мая посетить с рабочим визитом Молдову, после чего до конца года официальных поездок в страны ВП не запланировано.
Таким образом, единственной обойденной вниманием еврокомиссара страной в 2010-м будет Беларусь. Видимо, это связано с тем, что Беларусь - единственная участница ВП, которая может получать выгоды лишь от участия в многосторонних платформах.
Согласно опубликованному в конце апреля календарю событий ВП, на май запланированы заседания платформ по энергобезопасности и контактам между людьми. Единственным ярким событием первой половины года может стать запланированная на 24 мая в Сопоте первая неформальная встреча министров иностранных дел, а второй половины - Форум гражданского общества в Берлине 2 ноября.
Никто не ожидает от общих встреч министров и представителей гражданского общества стран ВП переломных решений. Основные события, как и финансовые потоки в рамках ВП, судя по всему, сосредоточатся на уровне двусторонних контактов "ЕС - сосед".
В связи с этим наиболее интересным для Минска документом Евросоюза за последнее время является Концептуальная записка о пересмотре Страновой стратегии по Беларуси на 2012-2013 гг., которую на днях опубликовал Брюссель.
В записке говорится о необходимости пересмотра "фактических и аналитических положений" стратегии, сформированной еще в 2007 г., для их более тесной связи с "Восточным партнерством" и будущими переговорами с белорусскими властями.
В настоящее время Евросоюз готовит для правительства Беларуси версию "совместного временного плана реформ".
Основой для переговоров предлагается сделать следующие области: демократизация (в том числе включение гражданского общества в диалог с властями), реформа в области разработки и применения направлений госполитики (в том числе в сфере энергетики, транспорта и экологии), помощь со стороны ЕС в приватизации и в реформе финансового сектора страны, поддержка регионального развития и налаживание контактов между людьми.