В Гомеле выборов не было

Источник материала:  
26.04.2010 18:28 — Новости Политики

Выборы прошли. Гомельский общественный деятель и политтехнолог Владимир Кацора поведал «Белорусскому партизану» об особенностях местных выборов на Гомельщине, поделился рецептами возможной победы на президентских выборах, а также рассказал о том, почему раздел Украины – это хорошо.

БП:  Была ли стратегия у гомельской оппозиции на местных выборах?

Владимир Кацора: Уже более пяти лет являюсь одним из авторов следующей концепции: если идти на организованные властями выборы, то идти с условиями, а потом под эти условия выстраиваем определенную линию поведения. Если власти совсем игнорируют мнение оппозиции, то зачем участвовать в фарсе?! В прошлый раз, к сожалению, не удалось отстоять единства в рамках коалиции. На этих местных выборах все или подавляющее большинство кандидатов все-таки сняло свои кандидатуры. Дело в том, что в ходе этих выборов вертикаль не включила ни одного нашего человека в участковые комиссии Гомеля. Хотя могли бы и включить, хотя бы несколько человек. Но участковые избиркомы - это тот бастион, который они сдать так просто не могут. Фактически никого не пустили в участковые избиркомы.

Учитывая ограниченный людской ресурс, демократы одновременно выдвигались как в окружные комиссии, так и собирались баллотироваться. Власти полагали, что представители ОДС пойдут на выборы кандидатами, поэтому не стали заворачиваться, включив их в состав комиссий. И расчёт был таков у власти, мы тоже это понимали: они включат, отчитаются, что оппозиция есть в окружных комиссиях и т.д. А потом, когда демократы выдвинутся в качестве кандидатов, они автоматически будут вычеркнуты из окружных комиссий, согласно действующему Избирательному кодексу. Но ОДС переиграли облисполком. Мы их поставили на уши тем, что в последний момент отказались участвовать в выборах в качестве кандидатов, оставшись в составе окружных избирательных комиссиях. Власти подумали, что оппозиционеры будут баллотироваться и из комиссий уйдут. А мы решили, что раз мы снимаемся, то тех людей, кто готов и умеет работать, оставим портить нервы комиссиям. Зачем все эти комбинации, спросите, были нужны? Объясняю. Во-первых, наши люди в комиссиях набрали достаточную фактуру. Во-вторых, мы смогли оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, чтобы организовать наблюдение за некоторыми участками. В принципе, как я предполагал, основная интрига местных выборах заключалась в том, будут ли власти накачивать явку. Как оказалось, они пошли на этот шаг и у нас есть этому доказательства. По нашим расчетам, избирательные участки в Гомеле посетили од силы 30 % граждан, имеющих право голоса. Избиркомы изобразили число в 79%, что, понятное дело, даже близко не похоже на правду. Несмотря на то, что власть заблаговременно побеспокоилась об отмене порога явки, все же успешными эти выборы назвать нельзя. Слишком уж велико расхождение в наших и в поданных избиркомами цифрах. А впереди президентские выборы. Расслаблять комиссии нельзя…

-- Почему такая низкая явка?

- Дело в том, что дату выборов неудачно определили. Народ не успел отдышаться от праздников. А пенсионеры, являющиеся опорой режима, массово побежал на дачи. В этом смысле махинации с явкой - это нежелание властей демонстрировать свой провал. 20% -- это несолидное проявление активности перед президентскими выборами. Наша работа позволила схватить за руку тех, кто проделывает фокусы каждую избирательную кампанию.

-- Ваши представители зафиксировали рекордно низкую явку, которая не соответствует реальности. Как этим можно будет воспользоваться для работы с теми ж самыми избирателями? Что это даст, если вы зафиксировали 30%, а власти нарисовали почти 80%?

- Главная задача демсил на этих выборах - показать, что выборов нет, что идут фальсификации.

- Для продвинутых -- через Интернет. Иные категории смогут прочитать о нарушениях в листовках. Других методов пока нет. Мы перед парламентскими выборами 2008 года накануне издали листовки, где писали о наших условиях властям: «будем участвовать, если включат в комиссии». Когда узнали о невключении в состав комиссий, то проинформировали общественность. Написали в листовках, что в Беларуси выборов нет. И это сработало. Мы тогда плотно наблюдали несколько округов, где Василь Поляков (ныне областной руководитель ОГП) и Зинаида Шумилина (активистка ОГП) снялись. Явка была довольно низкой. Нам, правда, сказали, что мы ошиблись в подсчетах. Мол, ваши люди пошли «в туалет», а в этот момент набежало 400 человек. Что тут сказать!? Комиссия имеет возможность перевернуть результаты, так как наши наблюдения юридически не были подтверждены.

Моя позиция такова: лидер должен твердо заявить, что в Беларуси выборов нет, а победу у нас украли. Лидер должен выразить негодование народа и потребовать отставки той власти, которая не способна провести открытые выборы и которая в любом случае у нас победу украдет. На той же самой площади надо потребовать отставки Лукашенко.

Я считаю, что сейчас мы должны объединиться для того, чтобы Лукашенко ушел раз и навсегда. Это никто не сможет сделать кроме нас.

←Выборы в Брестской области – тютелька в тютельку

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика