Послание президента: смутное предчувствие
По своему содержанию выступление главы государства мало чем отличалось от послания прошлого года и, как обычно, подвело итог многочисленным публичным выступлениям главного ньюсмейкера белорусских СМИ.
Тем не менее расстановка акцентов в речи президента подтверждает давно сделанный экспертами вывод о том, что работавшая с начала 2000-х годов модель социально-экономического развития Беларуси исчерпывает свои ресурсы и нуждается в замене. Похоже, что сегодня это понимают и в Администрации президента, но четкого представления о новой стратегии у руководства страны нет.
В поисках новой стратегии
Первой особенностью послания 2010 года стало подчеркнутое внимание главы государства к новой стратегии технологического развития белорусской экономики. Лукашенко начал выступление с заявления о том, что перед Беларусью стоит задача совершить "динамичный качественный прорыв", причем сделать это необходимо в кратчайшие сроки. Вряд ли кто-то будет спорить со словами президента о том, сегодня важно мыслить по-новому, преодолевать инерцию, пассивность, неверие в свои силы, недооценку собственных возможностей.
В этом главное отличие экономического блока послания 2010 года от всех предыдущих обращений президента к парламенту и народу. Если в прошлогоднем обращении был сделан упор на управленческой дисциплине, экономии сократившихся в кризис ресурсов и сплочении нации, то сегодня для Администрации президента приоритетами стали структурное преобразование экономики, повышение доли высокотехнологичных отраслей и инновационного сектора и переход к принципу деловой конкуренции вместо государственной монополии.
Конец эпохи "2003-2010"
Именно поэтому послание 2010 года можно назвать этапным и поставить в один ряд с не менее эпохальным выступлением президента на семинаре для идеологических работников в марте 2003 года.
Тогда Лукашенко произнес хрестоматийную фразу "Мы не провинция – нам надо выпрямляться". Белорусская экономика действительно начинала выпрямляться. По результатам 2003 года доходы в белорусский бюджет увеличиваются на рекордные 10,7 процентных пункта. Главная причина успеха – беспошлинные поставки российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы.
В 2007 году Россия наносит первый удар по белорусскому "нефтяному офшору" и вводит механизм раздела пошлин на экспорт Беларусью нефти и нефтепродуктов, а с 2010 года и вовсе начинает облагать пошлиной большую часть поставок нефти в Беларусь. Белорусские эксперты уже успели назвать новый режим торговли нефтью бомбой под белорусское экономическое чудо.
Не остался в стороне и президент. Второй особенностью послания стала неожиданно эмоциональная и продолжительная критика политики Российской Федерации как раз в вопросе торговли энергоресурсами. О том, насколько высоки ставки, говорит и обилие уголовной лексики в речи Лукашенко. "Нас хотят наклонить, нагнуть, заставить на коленях ползать…".
Все эти красочные метафоры имеют вполне конкретный экономический смысл и указывают на то, что эпоха "выпрямления" белорусской экономики подошла к концу. На повестке дня поиск новых источников роста, осложненный продолжающимся экономическим кризисом и особенностями белорусской системы управления, которые вызывают все больше нареканий у руководства страны.
Эффективная бюрократия
Лукашенко недаром уделил в послании несколько минут проблеме повышения качества управления и особенно критично прошелся по чиновникам и директорам предприятий.
Как известно, на протяжении как минимум последних 3 лет иностранные инвесторы сталкиваются с загадочным явлением. Белорусские чиновники и руководители государственных предприятий, вместо того чтобы вступать в деловые отношения, предпочитают спустить на тормозах инвестиционные предложения иностранцев. Самым настойчивым инвесторам приходится решать вопросы на уровне правительства или даже президента.
Многие комментаторы считают, что в этом проявляется жажда Александра Лукашенко лично контролировать в Беларуси абсолютно все. Но остается место и для другого объяснения: в своей массе белорусский управляющий класс не готов общаться с представителями иностранного бизнеса. Эффективной системы стимулов для привлечения иностранных инвестиций пока не создано, поэтому не удивительно, что в кабинетах власти процветает формализм.
Впервые эта тема была поднята президентом в послании 2008 года, и спустя 3 месяца тогдашний глава Администрации Г. Невыглас был заменен на В. Макея. Как видно, в 2010 году ситуация не изменилась к лучшему. Никогда ранее в посланиях президент не уделял столько внимания бюрократизму и волоките, которые процветают среди белорусских управленцев.
Инновации – новые точки роста
Третьей особенностью послания можно считать выраженный акцент на развитии инновационных, высокотехнологичных отраслей экономики. Президент отметил, что экономике нужны как рыночные, так и правовые стимулы для наращивания предприятиями инновационной активности и поручил правительству разработать закон "О государственной инновационной политике".
К сожалению, этот тематический блок оставил больше всего вопросов, главный из которых: "Где взять ресурсы для развития новых отраслей?" Как известно, развитие высоких технологий, той же атомной и "зеленой" энергетики, требует особенно высоких затрат. Внятного ответа на вопрос об источниках модернизация белорусской экономики и повышения ее конкурентоспособности в послании не прозвучало.
Накануне в СМИ появилась информация о готовящемся проекте президентского указа "О венчурном финансировании", который должен создать условия для рисковых частных капиталовложений. Судя по тому, что впервые о подготовке такого законопроекта было объявлено летом 2007 года, венчурные инвесторы в Беларуси рискуют столкнуться с тем же бюрократизмом, с которым вынуждены иметь дело обыкновенные иностранные инвесторы.
В эту же ловушку белорусской бюрократии могут попасть и проекты по созданию высокотехнологичных производств или транспортно-логистического коридора для иностранных компаний, заинтересованных в работе на рынке Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Что, разумеется, не мешает этим проектам быть привлекательными и амбициозными стратегическими инициативами белорусского руководства.
Внешнеполитический казус
Послание президента не вышло бы за пределы белорусского информационного поля, если бы не резкие выпады в адрес российского правительства, в особенности намек на причастность российских спецслужб к перевороту в Кыргызстане и заявление Лукашенко о приглашении в Минск свергнутого президента К. Бакиева. Такой дипломатический курьез уже озадачил российских и белорусских политологов. Дело в том, что политические выгоды от приглашения Бакиева в Минск просматриваются с трудом.
Во время пресс-конференции в Минске 21 апреля Бакиев сделал ряд заявлений о непризнании своей отставки и о том, что он является законным президентом, которого признало международное сообщество. Судя во всему, Александр Лукашенко решил выступить гарантом справедливости в Кыргызстане и пробует вмешаться в политическую игру в Средней Азии.
Однако снова возникает риторический вопрос о ресурсах, которыми располагает Минск для такого внешнеполитического маневра. Сдержанная реакция США и России на кыргызский конфликт говорит о том, что в восстановлении режима Бакиева и вероятном новом всплеске насилия не заинтересован никто.
Алексей Медвецкий, Агентство политической экспертизы BISS