Упал — отжался
Упал — отжался
Похоже, выборы для целого ряда белорусских партий сродни первым зимним морозам для деревьев. Чем ближе — тем активнее опадает листва. Только в первом случае слетают кандидаты.
В первых рядах уходящих от борьбы — Объединенная гражданская партия. Из 19 зарегистрированных соискателей на места в Гомельском облсовете 13 свои кандидатуры сняли. Ушли и 16 из 17 возможных партийных депутатов и Гомельского горсовета. С редким единодушием за ОГП поспешили левые. БПЛ «Справедливый мир» сняла 6 кандидатов в Гомельский облсовет из 15 зарегистрированных. Из городского тоже отозвала 6 из 7 претендентов на мандаты. Любопытно, что решение о снятии кандидатов ОГП и БПЛ принимали на совместном заседании. Для идейных почти антиподов солидарность прямо невероятная. Но «ушествие» — это, похоже, чуть ли не единственный случай, когда оппозиционные политические партии выступают действительно единым фронтом. Процесс характерен и для членов БНФ Витебщины.
Эту страусиную тактику я уже как–то подвергал математическому анализу («СБ» № 60 от 2.04.2010 г. — «Повторение — мать ученья?»). Сколько бы ни стирали языки господа и товарищи партийцы о том, что их зажимают, против очевидного возразить нечего. Численность их структур настолько ничтожна, что даже двинь они свои нестройные ряды на выборы в полном составе, процент покрытия кандидатских мест хорошо если превысит уровень допустимой статистической погрешности. Что еще остается в такой ситуации, если не петь уже изрядно надоевшие мантры о непрозрачности выборов, закрытости работы избиркомов и вообще слабом информировании населения о нынешней электоральной кампании и поэтому абсолютном равнодушии к ней избирателя? И под этой завесой попытаться погромче хлопнуть дверью.
А электорат тем временем не так уж и безразличен к политическому процессу. Вот данные недавнего исследования Информационно–аналитического центра при Администрации Президента. 87,5 процента опрошенных по всей стране людей заявили о своей осведомленности о выборах. При этом 80,5 процента твердо намерены принять в них участие. Ответ на вопрос «почему?» очевиден из диаграммы...
Чем руководствуются люди, отдавая предпочтение тому или иному кандидату? В большинстве своем (46 процентов) — практическими соображениями. Например, могут чем–то помочь области, району, населенному пункту, предприятию. 31 процент обращает внимание на чистую, незапятнанную репутацию. Для 29 процентов опрошенных важны политические взгляды кандидата. 20 процентов признали, что могут принять решение по воле эмоций.
Еще одна любопытная пропорция. За кандидата, поддерживающего власть, намерены отдать голоса более половины опрошенных. 30 процентов ориентируются на тех соискателей мандатов, которые не связаны ни с властью, ни с оппозицией. За последнюю готовы проголосовать только 3 процента респондентов, что ниже даже рейтинга графы «против всех» — 5 процентов.
Что ж, эти данные добавляют информации для понимания стремления оппозиции к уходу от борьбы. Ее представители ведь тоже не могут не чувствовать настроений избирателя. Поэтому и стараются избежать под благовидным предлогом публичного нокаута. Но в их утверждении, что народу безынтересна политика, читается иное. Это уходящим, скорее, «до лампочки» и народ, и его мнение. В противном случае не пренебрегали хотя бы мнением тех трех процентов избирателей, которые готовы их поддержать. Ведь уход с дистанции именно так и выглядит.
Автор публикации: Дмитрий КРЯТ