Андрей Санников: «Рассчитываю на поддержку народа»
Намерение лидера гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрея Санникова выдвигаться кандидатом в президенты вызвало бурные дискуссии в демократическом сообществе.
Разнообразные эксперты задались вопросом о шансах кандидата в «оппозиционном кастинге» и о сценарии президентской кампании в целом на фоне выдвижения потенциальных кандидатов. Свою оценку актуальных политических раскладов в интервью «Белгазете» изложил возможный кандидат в президенты, лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников.
- Почему вы приняли решение выдвигаться в президенты?
- Я участвовал во многих политических избирательных кампаниях, не только президентских, пытался поддерживать разных кандидатов от демсил, но все они не оправдали надежд. Последним был Милинкевич, который сегодня, на мой взгляд, больше работает на поддержку режима, чем на смену ситуации. А смена властей давно назрела. Я думаю, большинство белорусов это понимает – в душе, а то и открыто. Для того периода, в который мы сейчас вступили, характерны некоторые особенности – достаточно жесткая постановка вопроса об экономическом развитии страны, реформах политической системы. Я решил выдвигаться, чтобы предложить свои варианты решения этих вопросов.
- Однако с вашей стороны это скорей желание попиариться, чем расчет на реальный успех…
- Нет, мне не нужно пиариться в этом смысле. В общем-то я занимался всегда именно той деятельностью, которая шла на пользу демократическому развитию Беларуси. Это дело я надеюсь продолжить в новом качестве и надеюсь добиться ощутимых результатов. Решение было сложным, не буду скрывать это, ответственность очень высокая. Такие решения ради пиара не принимаются.
- Вы сделали ряд заявлений, но пока ничего не сказали о своей программе…
- Это будет сказано в свое время. Понимаете, я не могу сейчас отвечать урывками какими-то: идет достаточно серьезная работа, это было бы непрофессионально и непорядочно по отношению к людям.
- Некоторые эксперты считают, что вам «не удастся подгрести под себя какие-то структуры, которые помогут собрать сто тысяч подписей»…
- Можно на пустом место долго теоретизировать. А я считаю, что удастся. И у меня есть для этого основания.
- Партию покупать не будете?
- Ни в коем случае
- Какой у вас есть ресурс, кроме остатков молодых «Зубров»? На поддержку каких политических сил рассчитываете?
- Я рассчитываю на поддержку народа. Сегодня в целом оппозиция находится в тяжелой ситуации. В оппозиции нет крупных игроков в плане стабильных ресурсов, стабильных структур. Это не обвинение, а констатация факта. Я рассчитываю на то, что мы созрели для того, чтобы повторить общественные ожидания, общественную активность начала 90-х гг.
- Есть мнение, что ваши лучшие годы как политика прошли, вы не можете воспользоваться преимуществами конца 90-х…
- До и после отставки я занимался тем, что укреплял международные контакты Беларуси. Именно Беларуси, а не властей, искал возможности для развития белорусского бизнеса Даже находясь в МИДе на официальной должности, я прежде всего (повезло, наверное) занимался теми вопросами, которые реально способствовали укреплению суверенитета.
- Во время работы в МИДе были ли у вас какие-то острые конфликты с властью?
- Я не искал конфликтов, а высказывал свою точку зрения по всем вопросам, которые касались моей компетенции. Естественно, я отрицательно оценивал происходящее, понимал, что недолго смогу находиться в этой должности, не поступаясь своими принципами. Понятно было, что момент выбора настанет. Первый серьезный звонок был референдум 1995г. о смене символики. Ну а затем стало понятно, что после референдума 1996г. мы будем жить в другой стране.
- В 2008г. муссировались слухи, что вы намерены баллотироваться в президенты от БНФ. Вы рассматривали такой вариант?
- Нет. Никогда такого варианта не рассматривал. Я когда-то высказывался достаточно резко, наверное, в отношении возможностей партий в сегодняшней ситуации. Но это был упрек властям. Потому что партии сегодня у нас просто не могут существовать как партии – начнем с того, что партии вынуждены сдавать в КГБ списки своих членов (формально это Минюст, но мы-то понимаем, что это тут же идет спецслужбам). Эта ситуация ненормальна. Понятно, что в тоталитарном обществе рассчитывать на демократические институты не приходится. Надо рассчитывать только на активность людей, убедительность собственной линии.
- Однако Леонид Борщевский тогда говорил, что Санников взял некий бланк вступления в партию, а зачем взял и будет ли вступать – не знает…
- Я не хочу отвечать за Борщевского. Я ответил на вопрос – нет, я не собирался идти кандидатом от БНФ.
- Расскажите о «Европейской Беларуси», главой которой являетесь, - что это за структура, какова ее численность, цели…
- Это не структура – это кампания. Мы предлагаем людям принять участие, и действительно много людей участвует, и это заметно, я думаю. Эта кампания направлена на то, чтобы популяризовать вступление Беларуси в ЕС, нормальную жизнь для Беларуси в европейской семье народов. Предоставляю людям судить самим о том, насколько это успешно.
- Вносите ли вы дополнительный фактор раскола в оппозицию, демонстративно не вступая в оппозиционные структуры?
- Я горжусь тем, что в 1999г. участвовал в создании действенного объединения, первого центра, объединившего оппозицию, – Координационной Рады демократических сил. А упрекать меня в том, что я не вступил в какую-то партию… Да, предложений было много, они до сих пор поступают. Но я не вижу перспектив в партийной карьере. Кому-то это нравится, мне – нет. Поэтому, участие во всех политических кампаниях и акциях, не считаю вкладом в раскол. Наоборот, я поддерживаю любые здравые идеи и здравые действия.
- С т.зр. имиджа предложите ли нечто свежее и оригинальное? Скажем, у Козулина был имидж морпеха, идущего на штурм…
- Безусловно, я другой человек, буду предлагать себя, а не какие-то чужие наработки.
- Пока что ваш имидж формируется за счет вывешивания в сети фотографий, где вы запечатлены в компании с улыбающимися известными политиками. Скептики называют это фотоотчетами из музея восковых фигур…
- Мне не хочется обижать этих людей, но тут видится какая-то ущербность – видимо, хочется самим постоять рядом с кем-то. Это не фотоотчет, каждый снимок – подтверждение того факта, что состоялась беседа о ситуации в Беларуси – ни о чем другом, не о сортах вин или качестве еды. В этом нет никакого желания попозировать.
Я никогда не давал никаких фотографий, которые не отражали бы действительно серьезную беседу по существу. Это моя профессиональная обязанность – заниматься укреплением международных контактов Беларуси. Я понимаю, что у Лукашенко нет таких контактов, может, это и раздражает.
- Дискуссии политологов по поводу вашего объединения наводят на мысль, что вас все тихо ненавидят. Какова причина?
- Это у них надо спрашивать. Я могу резко ответить – я попросту не вижу у нас аналитиков. Это рассуждения по поводу, а серьезной аналитики у нас нет. Когда кто-нибудь из аналитиков предлагал что-нибудь конструктивное? Большинство занимается очернительством оппозиции. Это их право. Понимаю, им тяжело, надо как-то выдавать себя за демократа и при этом пытаться не обижать власти.
- Говорят, что вы идете не на выборы, а за грантом…
- Оставляю на их совести. Это просто несерьезные оценки того, что происходит. Большинство экспертов сегодня считает, что диалог Запада с Лукашенко поможет Беларуси, а я выступаю категорически против этого. Наверное, из этого и проистекает их такое отношение.
- Не опасаетесь, что официальные власти будут применять к вам грязные методы дискредитации? К примеру, привлекая печально известную бригаду девушек легкого поведения – Олю, Лену и Юлю…
- А вы думаете, можно от нынешних властей и их обслуги ожидать чего-то хорошего? Но и народ уже понимает, что стоит за всей этой грязью. Тем более, по-моему, сегодня скандалы в официальных кругах, коррупция, грязь, о которых сами же официальные СМИ и доносят, почище любого заказного сюжета об оппозиции.
- Считаете себя более харизматичным политиком, чем ныне действующий президент?
- А что такое харизма? Умение беззастенчиво врать? Тогда нет. Показная забота о людях, которая на самом деле приводит Беларусь на последние места во всех рейтингах, в т.ч. по уровню и качеству жизни? Тогда тоже нет. Я понимаю открытую конкуренцию, соревнование идей. А в наглости и хамстве я соревноваться не смогу – это да.