ОБСЕ провела экспертизу указа Лукашенко об интернете
Фото: из архива
ОБСЕ провела экспертизу указа президента Беларуси о регулировании интернета. В документе причислены как положительные, так и отрицательные моменты указа с точки зрения международных экспертов в сфере свободы высказывания. Данные экспертизы и предложения экспертов ОБСЕ направлены белорусским властям.
Согласно отчету, подписанный 1 февраля 2010 года указ президента Беларуси №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет» имеет ряд положительных моментов. В то же время в нем зафиксированы и отрицательные, по мнению экспертов, стороны.
К положительным моментам специалисты ОБСЕ отнесли:
1. большую доступность гражданам (в том числе журналистам) информации об органах власти и других государственных учреждениях;
2. защищенность авторского права в интернете;
3. заявительный принцип прохождения госрегистрации провайдерами интернет-услуг;
4. отсутствие ответственности провайдеров интернет-услуг за размещенную в интернете информацию.
«Что касается этих благоприятных положений указа, многое будет зависеть от того, как они будут применяться. Правовой инструмент, который будет применяться, должен исключать опасность ограничения свободы интернета в Беларуси» - говорится в отчете.
В то же время некоторые положения указа вызывали обеспокоенность у представителей ОБСЕ.
1. Обязанность владельцев и администраторов интернет-клубов и интернет-кафе проводить идентификацию их посетителей, сохранять эти записи и личные данные пользователей. Это правило касается и технических средств пользователей интернет-услуг, которые используются для подключения к интернету.
2. Отсутствие жестоких критериев определения сути информации, применительно к которой будет получен запрос на ограничение доступа. Определение типов вредительской информации согласно белорусскому законодательству позволяет правовую двусмысленность категорий, считают эксперты.
3. Переход ответственности на провайдеров интернет-услуг, владельцев и администраторов пунктов коллективного пользования интернетом в случае невозможности выполнения приказа соответствующего органа по исправлению нарушений или прекращения оказания интернет-услуг.
4. Ограниченность перечня информации, которую следует размещать на веб-сайтах органов власти и других государственных учреждений.
5. Указ требует, чтобы в материалах СМИ, которые распространяются через интернет, помещались гиперссылки на первоисточник информации. Это является дополнительным требованием к редакциям. Оно не может быть выполнено, если первоисточником не является интернет-источник.
Харошти: я надеюсь, что предложения ОБСЕ будут учтены
Представитель по свободе СМИ ОБСЕ Миколаш Харошти сделал ряд предложений белорусским властям по совершенствованию работы интернета. К ним относятся:
1. отменить обязательную идентификацию пользователей интернет-услуг и их технических средств подключения к интернету;
2. пояснить значимость и процедуру введения ограничений на распространение запрещенной информации;
3. пояснить сферы ответственности провайдеров интернет-услуг в случае невозможности выполнения приказа соответствующего органа по исправлению нарушений или прерывания оказания интернет-услуг;
4. рассмотреть возможность требования к органам власти и других государственных учреждений публиковать информацию не только об их деятельности, но и об итогах этой деятельности;
5. отменить требование включать гиперссылки на первоисточник информации в материалах СМИ, которые распространяются через интернет.
«Я надеюсь, что эти предложения будут учтены при дальнейшей разработке законодательства, которое касается интернета в Беларуси. Мой офис продолжит помогать Беларуси в реформирования законодательства о средствах массовой информации. Мы готовы вместе с белорусскими властями организовать круглый стол по вопросам законодательства в сфере интернет» - заявил Николаш Харошти, сообщает сайт Белорусской ассоциации журналистов.