Лукашенко держит марку перед Вильнюсом и Брюсселем
Эксперты выпали в осадок. Белорусский официальный лидер взял да и отказался от приглашения госпожи Грибаускайте. На торжествах в честь 20-летия восстановления независимости Литвы Беларусь представит вице-премьер Виктор Буря.
Между тем аналитики были уверены: Лукашенко не упустит случая выгодно позиционировать себя на фоне Кремля. Ведь Дмитрий Медведев от приглашения отказался еще в феврале. Прекрасный шанс для белорусского руководителя показать свою независимость и даже некую проевропейскость, ничем по большому счету не жертвуя!
Ведь именно так было в вопросе признания/непризнания Абхазии и Южной Осетии. Замурыжив его, Минск выгодно продал Европе всего лишь демонстрацию своей геополитической лояльности. И Брюссель поставил зачет, приглушив требования относительно демократизации да прав человека.
Неужели сейчас, напротив, Лукашенко решил продемонстрировать лояльность Москве?
Вряд ли, полагают эксперты-международники. «Этот мотив если и сквозит, то лишь фоном, — говорит Андрей Федоров. — Все равно сейчас от России ждать подарков не приходится. Главную роль сыграло, пожалуй, то, что Литва до последнего тянула с приглашением. Лукашенко показывает, что ему такой подход не нравится».
Напомню: Грибаускайте в феврале заявила, что сможет пригласить Лукашенко лишь в том случае, если будет перелом в «деле Усхопчика». Литве отставного генерала, конечно, не выдали, но в Минске допросили и протокол в Вильнюс отослали. Так что жест был сделан, и пригласительный на торжества выписали-таки.
Но тут уж белорусский официальный лидер решил, как видим, держать марку. По мнению Федорова, тем самым Минск лишний раз подчеркивает свою позицию в отношениях с Европой: никаких условий, никакой дискриминации!
Такой подход уже породил коллизию вокруг Евронеста. Белорусские власти наотрез отказываются делить места в этой структуре «Восточного партнерства» с оппозиционерами и представителями третьего сектора.
К слову, на праздник в Вильнюс тоже приглашены фигуры из числа заклятых политических недругов. Например, первый глава независимой Беларуси Станислав Шушкевич.
Впрочем, по поводу отказа Лукашенко участвовать в литовских торжествах 11 марта обозреватель-международник Роман Яковлевский предполагает: дело не только в том, что официальный лидер решил показать гордость.
«Вполне вероятно, что гостю было бы особо нечего сказать госпоже Грибаускайте, — рассуждает аналитик. — Вспомним, как затянулась их беседа в сентябре прошлого года. Возможно, с белорусской стороны прозвучали щедрые обещания, которые, скажем так, не вполне реализовались».
Яковлевский напоминает: тогда Лукашенко был приглашен на экономический форум. И логично думать, что тет-а-тет Грибаускайте могла вести разговор о перспективах литовского бизнеса в Беларуси. Впрочем, с учетом того, что она работала еврокомиссаром, «интересы Вильнюса и Брюсселя могли быть изящно упакованы вместе», подчеркивает Яковлевский.
Ну и, наконец, еще один щепетильный момент. Вспомним: прошлой весной перед учредительным саммитом «Восточного партнерства» в Праге тоже был подвешен вопрос о приглашении Лукашенко. Автор этих строк тогда услышал от одного европейского функционера на условиях анонимности: приглашение мы пошлем, но дадим понять, что первому лицу лучше не ехать. Так и получилось: в Прагу был послан вице-премьер Владимир Семашко.
Это специфика белорусско-европейского диалога: Брюссель вроде и разморозил отношения, но вот брататься с авторитарным лидером Беларуси политики ЕС не спешат, дабы оппоненты не заклеймили за сдачу принципов.
В данном конкретном случае — кто знает, например, насколько горит желанием встречаться с Лукашенко тот же Лех Качиньски? Ведь обещанная совместная комиссия по вопросу Союза поляков так и не собралась. Да и вообще, с точки зрения Варшавы — Минск специфически отблагодарил ее за протекцию в плане «Восточного партнерства».
Но белорусское руководство не считает, что кому-то чем-то обязано. С его колокольни — наоборот, это Запад наконец прозрел и отбросил неконструктивные подходы.
Поскольку нынче заявлений Лукашенко в Вильнюсе не услышат, можно считать, что остаются актуальными прошлогодние. Тогда в литовской столице прозвучало, что «мы ни перед кем прогибаться не будем», «мы не приемлем никакого давления», «мы — суверенная, независимая страна, и у нас нет таких обязательств, как у вас [Литвы] перед Европой».
В принципе все это укладывается в знаменитую концепцию «прагматичного диалога». Белорусское руководство готово разговаривать с Европой о тех вещах, которые пахнут деньгами. А демократические финтифлюшки пусть оставят себе.