Карбалевич: Отношения с Европой будут «подморожены»
Провалом закончились переговоры депутатов Европарламента и официального Минска о составе белорусской делегации в новом межпарламентском объединении «Евронест», созданном для сближения государств–членов программы «Восточное партнерство» с Евросоюзом. Политолог Валерий КАРБАЛЕВИЧ говорит в интервью Euramost.org, что эта ситуация особо не повлияет на отношения Европы и Беларуси, но сами отношения до окончания президентских выборов, скорее всего, будут «подморожены».
Напомним, что позиция Евросоюза заключалась в том, что белорусская делегация в «Евронесте» должна состоять из пяти представителей от власти и пяти - от оппозиции. Но официальный Минск такая ситуация не устроила. В ответ было заявлено - только официальное членство и никакой оппозиции. Председатель парламентской комиссии по международным связям Сергей Маскевич даже назвал предложение Брюсселя «унизительным». В свою очередь председатель Европарламента Ежи Бузек предупредил, что, если Минск не пойдет на уступки, все 10 мест, которые по квоте положены Беларуси, будут отданы оппозиции.
- Трудно сегодня прогнозировать формат «Евронеста», потому что этот вопрос до сих пор не решен, - говорит Валерий Карбалевич. - Но, судя по всему, формула «десять плюс десять» навряд ли пройдет. Значит нужно предполагать, что наиболее вероятный сценарий - это то, что в «Евронесте» будут представлены либо десять, либо пять представителей гражданского сообщества от Беларуси. Это если смотреть на сегодняшний расклад. Но все может поменяться.
- Пойдет ли ситуация с «Евронест» на пользу белорусско-европейским отношениям? Или наоборот?
- Я не думаю, что этот вопрос вообще будет принципиально важным для развития белорусско-европейских отношений. Потому что это проблема скорее символическая, политическая, чем реальная. Ведь реальное влияние «Евронеста» на какую-то политику Евросоюза и в рамках «Восточного партнерства» весьма незначительно. Так что это скорее символический акт, хотя символы в политике тоже важны.
- Не приведет это к обострению отношений внутри Беларуси, к новым репрессиям против оппозиции?
- Если репрессии и начнутся, то не по этой причине, а по причине того, что приближаются президентские выборы.
- Сейчас какие-то принципиальные позиции еврочиновников, заявления связаны в основном с конфликтом вокруг непризнанного белорусскими властями Союза поляков или их что-то еще взволновало?
- Конфликт вокруг Союза поляков стал тем катализатором, который позволил посмотреть на белорусскую ситуацию более широко. Это стало поводом, чтобы понять - в Беларуси есть факты, которые говорят об усилении давления на оппозицию и гражданское общество. И, мне кажется, что, пока президентские выборы у нас не закончатся, белорусско-европейские отношения будут «подморожены». Потому что президентские выборы - это всегда усиление давления на оппонентов. А это всегда негативно воспринимается на Западе. О теплых отношениях навряд ли приходится говорить, но диалог не прекратится, хотя будет проходить в неком конфликтном варианте.
- России это на руку?
- В принципе, Россия не с восторгом воспринимает улучшение белорусско-европейских отношений и относится к этому скорее негативно, чем положительно. Но я не думаю, что Россия сейчас сильно будет обращать внимание на это.
- Может быть, для Беларуси сейчас снова станет приоритетным восточный вектор?
- Так на восточном векторе для нас пока тоже ничего хорошего не предвидится, если судить по тому развитию событий, которое происходит в белорусско-российских отношениях, в Таможенном союзе. Поэтому Беларусь будет продолжать политику балансирования.