Письмо «белорусских поляков» властям Польши писалась под диктовку чиновников
Как стало известно, многие авторы письма властям Польши из числа белорусских поляков даже не ставили под ним свои подписи.
Недавно стало известно, что группа граждан Беларуси польского происхождения обратилась к руководству Польши. В нем авторы письма «просят не делить белорусских поляков на своих и чужих, а также принять меры по прекращению разгула фальши в польских СМИ».
Под обращением к премьер-министру, а также председателям Сейма и Сената подписались 32 человека, которые называют себя белорусскими поляками. Среди них пенсионер, руководитель, врач, бухгалтер, домохозяйка, предприниматель, рабочий, учителя, а также несколько известных фамилий, как, например, ректор Академии искусств Ричард Смольский, ректор Брестского государственного университета Мечислав Чесновский и заместитель директора Национальной библиотеки Станислав Касперович.
В письме они уверяют, что «белорусское государство никогда не нарушало и не нарушает прав граждан Республики Беларусь, которые относят себя к национальным меньшинствам, в том числе польской национальности».
«Мы призываем не делить белорусских поляков на своих и чужих. В многонациональной Беларуси все народы чувствуют себя полноправными гражданами страны, независимо от национальности и вероисповедания», -- говорится в письме.
Эти люди заявляют, что Анжелика Борис и ее соратники не имеют права представлять интересы польского национального меньшинства в Беларуси.
«Эти люди не пользуются авторитетом. Они дискредитировали себя нарушением законов нашего государства, постоянными попытками разжечь конфликт среди белорусских поляков», -- сказано в письме.
Авторы обращения просят организовать встречу их представителей с официальными лицами в Польше, чтобы польская общественность могла выслушать объективную информацию о ситуации поляков в Беларуси.
«Польское радио в Беларуси» попыталась узнать у подписантов письма, о чем бы они хотели рассказать во время встречи с польскими властями. Журналистам удалось дозвониться к директору Деревнянскай средней школы Марии Шумчик, чья подпись стоит под упомянутым обращением.
«Знаете что, я по телефону комментарии не даю и не считаю это нужным. Простите...», - сказала Шумчик и бросила трубку.
С таким же вопросом журналисты обратились к учительнице Волковысской школы № 8 Ирине Медведской. О том, что она является подписантом письма к польскому правительству, Ирина Михайловна узнала впервые.
О содержании обращения Медведская узнала от журналистов «Польского радио в Беларуси». После этого она рассказала, что к ней обращались с просьбой ответить на несколько вопросов о преследовании по этническому признаку и попросили подписать письмо.
«Ко мне обращались, и я сказала, что подпишу, но после того, как узнаю, что в нем написано. Но мне письмо не зачитывали. Я абсолютно не знаю, кто подписывался…», - призналась женщина.
В то же время Ирина Медведская согласилась с одним пунктом из постулатов письма, что в Беларуси нет преследования граждан по национальным признакам.
«Я не ощущаю преследования. У нас в школе и курсы, и факультативы по-польски есть. Мы преподаем предметы по-польски. Хочешь говорить по-польски – говори. Никто не преследует за это. Ни польские, ни белорусские власти меня не дискредитируют», - сказала она.
Ирина Медведская отказалась называть имя человека, который ей звонил с предложением подписать обращение. Но это сделало другое лицо из числа подписантов, член провластного Союза поляков под руководством Станислава Семашко Тамара Некрашевич из Мозыря.
– Мы еще на съезде обсуждали этот вопрос, -- сказала Некрашевич.
– Но здесь же ставили подписи не только члены вашего союза?
– Первоначально эта тема прозвучала на съезде. Он длился очень долго и последним пунктом был этот вопрос. Кто-то решил подумать, но потом мы повторно встречались и подписывали.
– То есть, это официальное обращение от Союза поляков?
– Да, да...
– Ирина Медведская сказала, что она не подписывала это письмо.
– Но она была делегатом съезда.
– А мне сказала, что она не член союза.
– Не в союзе? Возможно… Я же всех не знаю, у нас большая организация.
Тамара Некрашевич несколько раз во время разговора осудила запрет на въезд в Польшу некоторым активистам провластного Союза поляков. Тем временем, сама она не знает, внесена ли ее фамилия в «черный список».
Официальной реакции польского правительства на письмо пока не последовало.