МИД: Либерализация визовой политики с расчетом на взаимность
12.02.2010 11:00
—
Новости Политики
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Скачать видео (55 Мб)
Как Беларусь собирается выстраивать визовую политику в складывающейся международной ситуации?
За последние годы белорусская сторона уже предприняла ряд существенных, заметных шагов по либерализации нашей визовой политики в отношении граждан государств Европы, членов Евросоюза и шенгенских соглашений, а также тех, кто не представляет собой угрозу в миграционном плане для нашей страны.
С 2004 года в отношении граждан стран Евросоюза, а чуть позже и в отношении граждан ряда других государств у нас введены меры, упрощающие получение виз. Отменена необходимость предоставления приглашений для получения однократных деловых и гостевых виз сроком действия до 30 дней. Сейчас для того, чтобы получить белорусскую визу в загранучреждениях Беларуси, нужно прийти, заполнить визовую анкету на двух страницах, принести с собой действующий паспорт, одну фотографию и квитанцию об оплате консульского сбора. Больше ничего не требуется. Даже наличие страхового полиса в обязательном порядке предоставляется только в наших загранучреждениях в Литве, Латвии и Польше, поскольку у наших страховых компаний там есть партнеры, которые могут осуществлять страхование. В иных загранучреждениях это требование не является обязательным, виза может быть выдана и без страхового полиса, но при этом все посетители уведомляются о необходимости наличия такого страхового полиса при пересечении границ.
Максимальный срок рассмотрения визового запроса составляет пять рабочих дней. При необходимости виза может быть оформлена в срочном порядке в течение 48 часов. Туристические визы оформляются в срок до трех дней - аналогичная процедура действует в посольствах стран шенгенского соглашения и Европейского союза.
Очень важно, что в целом ряде наших посольств мы не требуем личной явки заявителей для получения визы. Визовая анкета и пакет документов могут быть направлены по почте или через посредников - юридических лиц или туристических компаний, что тоже упрощает саму процедуру получения визы.
После вступления в шенген наших стран-соседей - Литвы, Латвии, Эстонии, Польши - мы провели большую работу по заключению соглашения о взаимных поездках граждан с этими государствами, в которых прописана возможность упрощенного прядка получения виз для целого ряда категорий граждан. Сейчас мы находимся на стадии завершения подготовки соглашения об упрощенном движении жителей приграничных территорий. В нем предусмотрен ряд льгот для этих категорий граждан по обе стороны границ. Мы считаем, что это существенный шаг по либерализации нашей визовой политики.
Мы уже провели первые экспертные технические консультации с делегацией Еврокомиссии о предполагаемой возможности заключения соглашения в формате Беларусь-ЕС об упрощении визовых формальностей и снижения стоимости виз. Цель приезда этой группы заключалась в том, чтобы получить наиболее полную, исчерпывающую, детальную информацию о наших подходах в визовой политике. На основании этого, мы надеемся, будет принято позитивное решение о начале переговорного процесса.
С 1 января вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса. Каким образом она касается консульских сборов?
Самым непосредственным образом, так как консульские сборы включены туда в качестве самостоятельной дефиниции и являются разновидностью налогового сбора для иностранных граждан и для белорусов, которые прибегают к консульскому обслуживанию и получают консульские услуги за границей.
До недавнего времени в каждом нашем загранучреждении действовал самостоятельный тариф консульских сборов, который учитывал специфику страны и принцип взаимности. На практике получалось, что все наши загранучреждения разрабатывали этот документ на основании республиканского тарифа, но каждый из них имел свою специфику и отличную шкалу дифференцированных консульских сборов. Идея заключалась в том, чтобы унифицировать ставки консульских сборов, чтобы для граждан практически всех государств мира основная ставка консульского сбора при получении белорусской визы была едина. Это практикуют многие государства мира, и мы пошли по такому же пути.
За базовую стоимость однократной визы мы взяли такую же величину, какую взимают загранучреждения Евросоюза и шенгенского соглашения, т.е. 60 евро. Я думаю, эта цифра сопоставима, понятна и продуманна. Таким образом, для граждан подавляющего большинства стран мира у нас действует единый тариф.
Кроме того, предусмотрена возможность изменения этих ставок на основе принципа взаимности или в соответствии с международным соглашением. По решению главы государства уменьшены ставки сборов для граждан Латвии, Литвы, Польши, Эстонии: базовая ставка сбора за однократную визу составляет 25 евро. Эта односторонняя мера белорусской стороны рассчитана на определенную взаимность в будущем.
По целому ряду стран у нас действует принцип взаимности. Например, в отношении граждан Сербии и Японии виза выдается бесплатно на основе международного соглашения.
Особенная часть Налогового кодекса отреагировала и на такие ситуации, когда в отношении белорусских граждан устанавливаются более высокие ставки консульских сборов. Известно, что стоимость визы в США составляет 131 доллар. Более дорогая виза в Великобританию. Мы считаем, что наши граждане не должны быть в более ущербном положении, поэтому здесь действует принцип взаимности.
Если говорить о первых оценках действия Особенной части с 1 января нынешнего года, в большинстве случаев стоимость виз, которые оформляются в наших загранучреждениях, посольствах и генеральных консульствах, не увеличилась, а упорядочилась, и по целому ряду виз стала ниже. Например, с 30 до 20 евро снизилась стоимость однократной транзитной визы, с 55 до 30 - двукратной транзитной визы, со 130 до 40 евро - многократной транзитной, с 65 до 60 - однократной деловой и гостевой, со 115 до 90 евро - двукратной деловой и гостевой, с 300 до 150 - многократной долгосрочной визы.
Сохранилась возможность оформления такого вида виз, которые не применяют большинство стран мира, как групповые визы с туристической целью или организованной поездки. Эта ставка составляет десять евро с человека. Она минимальна и, с нашей точки зрения, должна существенно стимулировать въезд в Беларусь организованных групп туристов, групп по обменам. Эта ставка действует в большинстве стран мира.
Стоимость виз для прилетающих в аэропорт Минск увеличена в три раза. 21 января министр спорта и туризма заявил журналистам, что прорабатывается вопрос о снижении их стоимости до прежнего уровня. Как бы вы могли пояснить эту ситуацию?
Я бы воздержался от комментирования слов министра спорта и туризма. Я исхожу из того, что с 1 января действует закон Беларуси, и любые изменения в него могут быть внесены в соответствии с процедурой.
Что касается ставок консульских сборов в национальном аэропорту Минск, то, действительно, они стали выше по ряду позиций. Вообще, возможность получения виз в аэропорту вводилась главным образом для того, чтобы оказывать помощь гражданам стран, в которых нет наших загранучреждений. Такие формирования в аэропортах - решение исключительное, осуществляется в одностороннем порядке и очень немногочисленными странами мира. При этом в ряде стран такие визы выдаются только туристам и исключительно на ограниченный период времени.
В нашем аэропорту развернута мощная, обширная структура, которая оформляет все виды виз. При этом визы выдаются, как правило, в течение очень короткого времени - от 20 до 50 минут в зависимости от количества пассажиров, прилетевших без виз. Вполне естественно, что за срочное оформление виз взимается дополнительный тариф. Это прописано и в наших ставках по визам, которые выдаются в загранучреждениях: если виза оформляется в срочном порядке за 48 часов, ее стоимость удваивается. В аэропорту это происходит в сверхсрочном порядке, поэтому за это взимается дополнительный сбор.
Практика применения этих ставок консульских сборов с 1 января показала, что конфликтные или сложные ситуации у нас не возникают. Те иностранцы, которые прилетают к нам из стран, где есть наши загранучреждения, прекрасно знают, что могут получить визу и там. Жители стран, где нет наших загранучреждений, получают визу в аэропорту, но для них эта ставка выросла незначительно и исходя из необходимости срочного оформления визы. Кроме того, граждане экономят свои расходы, оформляя визы в аэропорту, а не в соседних странах, где есть наши загранучреждения.
Я считаю, что наша логика вполне понятна и объяснима. Практика применения новых ставок, в том числе и в аэропорту, показала, что никаких сложных конфликтных ситуаций или недопонимания не возникало.
По нашему убеждению, связывать количество туристов, приезжающих в Беларусь, со стоимостью виз было бы неоправданно. В 2007-2008 гг. ставка консульских сборов, в том числе и за туристическую визу, в наших загранучреждениях и в аэропорту не изменялась. Тем не менее, статистика выдачи туристических виз изменялась в сторону уменьшения. В 2007 году было выдано 54 тыс. туристических виз, в 2008 году - 24 тыс. виз, в 2009 году - 22 тыс. виз. В аэропорту в прошлом году было выдано около 6 800 туристических виз, причем эти визы получили немногим более двух тысяч граждан стран, в которых наши загранучреждения отсутствуют. Согласитесь, это количество никак не может влиять на общий уровень въезда в Беларусь туристов из-за рубежа. Утверждение о том, что западное направление туризма для наших граждан закрыто, тоже не соответствует действительности.
Будет ли изменена стоимость виз в аэропорту до прежнего уровня?
Действует закон, и если будут инициированы любые изменения в него, они должны быть продуманными, основательными и пройти соответствующую процедуру.