Просчеты и провалы
Экономические просчеты и идеологические провалы становятся постоянными спутниками официального Минска.
История с МВФ
Если проанализировать официальные белорусские источники, то можно будет увидеть, что еще в сентябре-ноябре 2009 года официальный Минск не планировал подписывать с МВФ отдельную программу на 2010 год. Планировалось ограничиться последним февральским траншем в 700 млн долларов в рамках расширенной программы сотрудничества на 2009 год. Данная позиция белорусской стороны исходила из той посылки, что можно будет выстроить нефтяные договоренности с Россией и дальше таким образом, что Москва будет дотировать Беларусь. Естественно, в таких условиях новые кредиты МВФ были и не очень нужны - безвозмездные дотации тем и хороши, что их, в отличие от кредитов, отдавать не надо.
Осторожная позиция официального Минска в отношении продолжения сотрудничества с МВФ сохранилась и в декабре 2009 - январе 2010 года, когда уже стало ясно, что по нефтяным дотациям на 2010 год возникли проблемы и что Россия намерена придерживаться своих экономических интересов.
И только тогда, когда, наконец, были заключены известные нефтяные соглашения от 27 января, закончившиеся, по верному замечанию заместителя главного редактора журнала "Новая экономика" Сергея Шиптенко, "разгромом осаждающих и мирным договором на условиях осажденных", после некоторого промедления официальный Минск дал свою оценку размеру требуемых кредитных ресурсов - 3 млрд долларов.
Для того чтобы оценить правильность расчетов белорусской стороны, в Минск незамедлительно прибыла миссия МВФ, в задачи которой входила как оценка выполнения действующей программы stand-by, так и оценка размеров требуемой кредитной подпитки Беларуси на 2010 год. Через несколько дней МВФ озвучил свой вердикт - белорусской экономике на 2010 год требуется кредитная программа около 5 млрд долларов.
Простая арифметика
Странным образом эта цифра составляет практически ту же сумму, на которую Россия перестала безвозмездно субсидировать белорусскую экономику по нефти. Как мы уже писали ранее, если мы возьмем размер субсидий со стороны России по газу, то приблизительный расчет будет иметь следующий вид. Беларусь потребляет около 21 млрд куб. м газа в год. Стоимость газа на первый квартал текущего года для республики известна - 168 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения, Украина будет получать в первом квартале 2010 года газ по 300 долларов.
Соответственно на одной тысяче кубов газа Беларусь экономит около 130 долларов. Если принять эту цифру за среднегодовую и помножить ее на 21 млрд кубометров газа, то получится, что по газу Россия субсидирует население и промышленность республики приблизительно на 2,7 млрд долларов в год.
В итоге получается, что на этот год официальный Минск хочет от России безвозмездных субсидий на общую сумму около 10 млрд долларов. Россия готова просубсидировать Беларусь на 2,7 млрд долларов по газу и на 1,7 млрд долларов по нефти, что в итоге составляет около 4,4 млрд долларов. Спор идет из-за 5,6 млрд долларов.
Сопоставление двух цифр достаточно убедительно показывает, во-первых, правоту тех экспертов, которые доказывали дотационный характер белорусской экономики. Во-вторых, это говорит и о правоте Москвы в экономическом споре с Минском - если Кремль дотирует Минск, то он вправе требовать и ответных шагов в плане политической и экономической интеграции. В-третьих, мы видим, что в условиях отказа Москвы от безвозмездного дотирования Беларуси эту роль, как и в отношении Украины, взял на себя Запад. Правда, разница огромная - за кредиты МВФ надо будет платить, и платить очень скоро.
Идеологические провалы
Пятилетний оранжевый период на Украине завершился победой Виктора Януковича. Как сложатся отношения двух стран при новом президенте Украины, сказать пока сложно, эта тема, несомненно, еще станет предметом пристального анализа в будущем.
Думается, пока Янукович воздержится от встреч с белорусским президентом, памятуя о том, сколь опрометчиво белорусский лидер решил встречаться с его предшественником.
За прошедший год белорусский лидер трижды встречался с президентом Украины, последний раз в начале ноября, когда было уже понятно, что второго срока Ющенко не видать. Что толкало белорусского президента встречаться со столь одиозной и антироссийской фигурой как Ющенко - неизвестно, если, конечно, не брать в расчет версию, что эти визиты, транши МВФ и пресловутое "Восточное партнерство" имеют тесную связь.
Вопрос заключается в ином. На пресс-конференции белорусским СМИ в конце 2009 года Лукашенко сказал: "Политики на Украине более националистичны, чем мы. Но у нас с Ющенко нет большой разницы в идеологии, подходах. Он помешан на независимости и готов положить под эту независимость все. Он готов пойти в НАТО, чтобы обеспечить свою независимость, там видит свою безопасность".
Нет большой разницы в идеологии? Но ведь уже стало неоспоримым фактом, что именно русофобская политика Ющенко стала тем катализатором, который, по сути, окончательно расслоил Украину на две части - западную и восточную. Следование данному идеологическому курсу может привести к катастрофическим последствиям и для белорусского народа, которому пока удается сохранить восточнославянскую идентичность, несмотря ни на какие попытки "новых раскольников" от оппозиции.