С помощью новых проездных билетов правительство собирается бороться с инфляцией и повышать окупаемость городских пассажирских перевозок. Такой пункт содержится в совместном плане действий правительства и Нацбанка по достижению параметров социально-экономического развития на 2010 год. Новый проездной - одна из мер «по обеспечению выполнения установленного на 2010 год показателя по уровню инфляции не более 108-110 процентов». Это наводит на мысль, что забота о пассажирах находится на последнем месте.
Обращает на себя внимание и то, что ожидает нас это знаменательное событие не ранее чем во второй половине года. Вероятно, отсрочка подготовки решения о введении новых проездных на второе полугодие связана с тем, что в первом полугодии повышать окупаемость пассажирских перевозок правительство намерено более простым способом - повышением тарифов.
Еще в ноябре прошлого года на переговорах с МВФ белорусское правительство «застолбило» для себя возможность повышения стоимости поездок в городском транспорте на 18%.
Министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо уже сообщил, что Минтранс обратился в правительство с просьбой повысить тарифы на городские пассажирские перевозки на 100 рублей, сославшись на убыточность этого сегмента, а также на то, что тарифы не повышались с 2007 года. Так что повышения транспортных тарифов, скорее всего, осталось ждать недолго.
Очевидно и то, что такое одноразовое повышение вряд ли решит все вопросы по окупаемости пассажирских перевозок, но во второй половине текущего года, когда президентская предвыборная кампания будет уже в самом разгаре, идти на новое повышение тарифов будет сложно. Вот тут-то и может пригодиться такой способ повышения окупаемости, как введение новых проездных.
50 миллионов рублей сверх тарифа
В прошлом году транспортная отрасль подобный способ «повышения окупаемости» уже опробовала. Речь идет о введении новых проездных билетов в Минском метрополитене - радиокарт. Еще в октябре 2009 года пассажиры минского метро, которые пользуются месячными проездными билетами, столкнулись с невозможностью приобрести привычную карточку с магнитной полосой с залоговой стоимостью в 500 рублей, и вынуждены были покупать радиокарту стоимостью 2000 рублей. Таким образом, в результате обмена карточек каждый пассажир, который покупал проездной на метро, выложил одноразово ни за что ни про что 1500 рублей. По официальным данным, за октябрь было продано 36 тысяч радиокарт, тогда как ранее, (когда они продавались по желанию) их реализация не превышала 3 тысяч. Получается, только за октябрь пассажиры заплатили сверх тарифа, как минимум, 50 млн. рублей.
Но это лишь плата за обмен. А ведь были и те, кто покупал карту впервые, а значит, заплатили все 2000 тысячи, причем, как оказалось, не однажды. После использования в течение месяца радиокарты некоторые ее обладатели столкнулись с необходимостью вновь заплатить за карточку полную залоговую стоимость. При обмене сотрудницы касс метрополитена внимательно проверяют карточку на изгиб, и если замечают хотя бы небольшое искривление, уже не принимают ее в залог новой. У дешевых карточек с магнитной полосой таких проблем не возникало.
Между тем, официальная пропаганда при замене карточек всячески убеждала пассажиров в том, что радиокарта дает массу преимуществ. «Они более надежны и устойчивы при длительном употреблении, имеют высокую степень защиты информации, а пассажирам они удобны тем, что их не нужно доставать из кармана или кошелька, чтобы пройти через турникет», - так комментировали введение радиокарт представители минского метрополитена.
Но оказалось, что все не так радужно. Из кошелька карту действительно можно не доставать, но какой в этом смысл, если приходится доставать сам кошелек. А вот с карманами и вовсе получилось явное введение в заблуждение потребителя. Радиометка на турникете расположена в таком месте, что карточка, лежащая в кармане у человека нормального роста, никак не может сработать, если ее не достать.
Эксперимент с переходом на радиокарты показывает, насколько могут расшириться возможности транспортников по повышению окупаемости пассажирских перевозок в случае простого введения нового типа проездных билетов без явного повышения тарифов. При этом такие нехитрые формы стерилизации избыточной денежной массы (которую придется напечатать, чтобы выполнить обещания по росту зарплаты) положительно влияют на уровень инфляции.