Война символов

Источник материала:  

Война символов

Война символовНа этой неделе французский Совет мусульман представил председателю Национальной ассамблеи страны рекомендацию по поводу ношения паранджи. Таким образом, сражение за религиозные символы набирает обороты.


Думаю, эта борьба не оставляет равнодушными и нас с вами, хотя Беларусь и славится своей толерантностью и традициями межнационального и межконфессионального единства. Однако следует признать, что та культурно–религиозная экспансия с Востока, которую испытывает вся Европа, не может обойти стороной и белорусов. Ведь и на минских улицах мы все чаще встречаем милых дам в платочках и длинных восточных плащах. Не сигнализирует ли эта внешняя закрытость о нежелании интегрироваться и жить согласно нашим законам и традициям? Французские депутаты, например, хотят добиться полного исчезновения с территории Пятой республики паранджи, считая ее варварской. Они уже открыли путь к принятию закона о парандже, первого такого рода закона в Европе.


В статье «Глобальная война религиозных символов», напечатанной в газете Corriere della Sera, подчеркивается, что теперь разговоры о законе, запрещающем ношение паранджи в официальных местах, имеют принципиально новую основу: это уже не только борьба цивилизации против сегрегации женщины и изоляционизма этническо–религиозной общины, но и вопрос культуры в общественных отношениях. Это еще и мера безопасности, общественного порядка, пишет автор статьи.


Очень сложно, по мнению журналиста Марко Вентура, отличить страх от необходимости, определить разумные нормы, прочные и реальные принципы. Сложно определить причины и мотивы ношения паранджи. Но не стоит забывать о том, насколько сильна традиция. Представительницы различных стран, общественных групп и поколений придерживаются различных взглядов в вопросе о парандже. 50–летние женщины, когда–то приехавшие в Европу из стран Магриба, не понимают, почему их дочери начинают носить хиджаб, от которого они, матери, сумели отказаться. Для турецких феминисток тюрбан — прогрессивный вызов авторитарному государству. Для обращенных жительниц Европы хиджаб стал символом освобождения от рыночного рабства. Для студенток британских университетов хиджаб — статус — символ нефти, богатства.


Эти споры разделяют религию изнутри. Так, Мохаммед Муссауи, председатель Совета мусульман Франции, заявил, что он против ношения паранджи. В Египте шейх Мохаммад Тантауи полагает, что ношение никаба (мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз) в учебных заведениях противоречит исламу. А высший административный суд Египта высказался за то, что ношение никаба законно и является неотъемлемым правом студенток.


Сражение по поводу религиозных символов разделяет и государства. Так, недавняя инициатива британских противников ношения паранджи была отвергнута: ее восприняли как предлог для ограничения свободы тех, кто спокойно занимается своими делами, надевая ту религиозную одежду, которую он предпочитает. Как и в Дании, в Италии парламент все еще не определился по этому вопросу.


Итак, война символов в разгаре. При этом, опасаясь обвинений в неполиткорректности, французские депутаты пошли на маленькую хитрость. Вместо закона комиссия просто предлагает принять парламентскую резолюцию, в которой бы утверждалось, что «ношение паранджи противоречит ценностям республики», пишет газета Le Temps. По мнению депутатов, паранджа — «категорический отказ от любого человеческого общения», являющаяся плодом «систем мышления, которые можно охарактеризовать как «варварские» в том смысле, что они отрицают идею прогресса, цивилизации, демократии, равенства полов».


Сильно сказано, и эта категоричность отражает накал дискуссий во французском обществе... Однако есть и более трезвые головы, предрекающие, как бы паранджа не стала новым «знаменем протеста», а ее искоренение с парижских улиц не породило последовательниц Жанны д’Арк с восточным разрезом глаз.

Автор публикации: Вика БЕЛЫХ

Фото: РЕЙТЕР

←В марта в Бресте состоится заседание союзного Совмина

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика