Ярошук: Членов ОКС делят на «желательных» и «нежелательных»
22 января в 16 часов в отеле «Минск» глава президентской администрации Владимир Макей собирает членов Общественно-консультативного совета для консультаций относительно будущего ОКС. Деятельность ОКС приостановлена 12 ноября 2009 года, о чем публично заявил Владимир Макей, ссылаясь на то, что отдельные члены Совета ведут себя неконструктивно.
Будущее ОКС будут решать не все 28 членов Совета - как минимум лидер Белорусского Конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук не получал приглашение придти на консультации. О чем профсоюзный лидер и сообщил «Белорусскому партизану».
- А меня никто не звал на консультации. Не знаю, то ли я не интересен в качестве члена Совета, то ли нежелателен. Скорее всего, второе. Это тоже несколько смешная позиция - делить членов Совета на «желательных» и «нежелательных». А потом, возможно, будет объявлен список «желательных» и «нежелательных» членов Совета. Думаю, это не самое хорошее решение властей.
- Александр Ильич, каким Вам видится будущее ОКС - возобновит деятельность или станет достоянием истории?
- Я думаю, что ОКС возобновит деятельность. Как мне представляется, период молчания (последнее заседание ОКС состоялось в июне 2009 года) себя не оправдал. Тогда, когда принималось решение, такое решение, быть может, было обосновано: вовсю развивается диалог с Европейскм Союзом, поэтому, видимо, власти посчитали ненужным существование такой площадки.
Сейчас ситуация изменилась, и очевидно изменилась в худшую сторону. Европейский Союз постоянно ставит вопрос: почему кроме деклараций не происходит никаких реальных действий, почему власть не пытается исправить ситуацию? Раньше или позже, но наступает момент, когда на поставленные вопросы придется отвечать.
Второй фактор - это серьезно ухудшившиеся отношения с Россией. И совокупность всех этих факторов побуждает власть сохранить существующую площадку для диалога, чтобы продемонстрировать Европейскому Союзу: мы, мол, последовательно делаем шаги в направлении диалога.
- 12 ноября прошлого года Владимир Макей объявил перерыв в работе ОКС. Сославшись на неконструктивную деятельность отдельных членов Совета. Зачем нужен был этот перерыв?
- Показать, что надобности в такой площадке, как ОКС, не существует.
Я не исключаю, что это могло быть и чисто эмоциональное решение наших властей, на которые они способны. Но это же смешно - обижаться на неких безымянных деятелей оппозиции, которые неконструктивно себя ведут. Это не свидетельствует о серьезности белорусской политики.
- Но как раз за этот тайм-аут внесены изменения в Избирательный кодекс - без лишней шумихи, без широкого обсуждения. Не потому ли и объявлен перерыв?
- Вне всякого сомнения - это одна из причин.
Следующее заседания Совета должно было быть посвящено обсуждению изменений в Избирательный кодекс. Вначале это заседание планировалось на август, затем - перенесено на сентябрь, потом - на октябрь. А в ноябре президент вынес свой вердикт по поводу изменений в Избирательный кодекс - и тотчас назначается заседание Совета. Но, по большому счету, оно уже было лишено смысла, даже если бы и состоялось.