Олег Волчек: «Генеральный прокурор вводит общественность в заблуждение»
20 января генпрокурор Беларуси заявил, что ни Николай Автухович, ни Владимир Осипенко не заявляли каких-либо жалоб в процессе расследования дела, а также сказал, что процесс будет открытым.
- Считаю, что Генеральный прокурор вводит в заблуждение белорусскую и международную общественность, заявляя об отсутствии жалоб со стороны обвиняемых в ходе предварительного следствия. С первого дня незаконного ареста Автухович и Осипенко выразили свое негодование по факту их задержания, отказавшись давать какие-либо показания. В первые месяцы шел жесткий прессинг со стороны оперативников на обвиняемых, чтобы те признались в том, чего не совершали. Напомню, что Автухович является сопредседателем оргкомитета по созданию независимого республиканского общественного объединения ветеранов боевых действий «Защитники Отечества». Только от нашего комитета на имя Василевича было отправлено несколько жалоб, в которых указывались факты, подтверждающие, что следствие построено только на ложных обвинениях одного человека. Мы требовали освобождения обвиняемых, так как их содержание под стражей осуществлялось без всяких законных оснований. Прокурор забыл о том, сколько по делу было задержано граждан, которые были лишены свободы, но позже в отношении их дело было прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления. Ни прокуратуры, ни органы предварительного расследования не извинились за свои ошибки перед пострадавшими гражданами. Адвокат Павел Сапелко, насколько я помню, подавал также несколько жалоб на действия следователей. После ознакомления защитников с материалами дела они заявили ходатайство о прекращении уголовного дела и освобождения их из-под стражи, поскольку в материалах делах нет тех доказательств, о которых целый год руководство прокуратуры и МВД заявляло общественности, - заявил в интервью «Белорусскому партизану» доверенное лицо семьи Автуховича, руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению» Олег Волчек.
- Как Вы думаете, процесс все же будет открытым?
- Решать этот вопрос будет не Генеральный прокурор Беларуси, а в соответствии ст. 281 УПК РБ, судья, который будет рассматривать данное дело. Мы уже знаем, как проходят открытые процессы в последнее время. Вспомним судебные процессы в отношении кандидата в Президенты Козулина, дело отношении участников мирной демонстрации « Процесс 14-ти», когда на входе стоял ОМОН и решал, кого пропустить в зал суда. Даже тем, кому удавалось пройти, не было места в зале, поскольку туда заранее заводили сотрудников милиции в штатском, чтобы они заполнили зал. Так что возможно будет в таком режиме проходить открытый суд. Проблема в другом состоит, насколько он будет независимым и объективным процесс.
- И все же, насколько законно решение прокуратуры о передаче уголовного дела в Верховный суд, а не в суд по месту совершения преступления?
- Во-первых, согласно ст. 271 УПК РБ уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления, т.е. оно должно рассматриваться или в Волковыске или в Гродно. В Минске оно может рассматриваться, если не определено место совершения преступления.
Во-вторых, согласно ст. 269 УПК РБ Верховному суду подсудны категории следующих дел: преступления совершенные высшими должностными лицами государства; с согласия обвиняемых в целях обеспечения объективности судебного разбирательства или по собственному инициативе Верховного суда. В данном случае нет оснований, чтобы это дело слушалось в Верховном суде, поскольку Автухович и Осипенко не являются высшими должностными лицами государства и не заявляли, как сами, так и их защитники о рассмотрения данного дела в Верховном суде. И последнее, действительно Верховный суд может рассмотреть любое дело, но только по своей инициативе. Данное уголовное дело поступило по инициативе Генеральной прокуратуры, так что будем надеяться, что это дело будет направлено в другой суд по территориальной подсудности. Тем более такое решение было бы в интересах самих же обвиняемых.
- А почему обвиняемым лучше, чтобы их дело рассматривалось в суде низшей инстанции?
- Тогда у обвиняемых будет возможность обжаловать приговор в кассационном порядке, а уголовное дело, рассмотренное в Верховном суде, не может быть пересмотрено в кассационном порядке. Вот поэтому для нас принципиально, чтобы дело рассматривалось по территориальности.
- Когда будет известно о дате рассмотрения судебного процесса?
- Я думаю, что дата должна быть известна, поскольку в соответствии с действующим законодательством решение о назначение дела к слушанию должно быть принято не позднее 14-ти дней с момента поступления дела в суд, а само рассмотрение должно начаться в течении одного месяца. Только в исключительных случаях Верховный суд может дело назначить к слушанию на срок от одного до трех месяцев. В любом случае это скоро будет известно, поскольку прошло более 14-ти дней, как дело поступило в Верховный суд.