МВФ готов вмешаться в спор Москвы и Минска
Антон Ходасевич
В российско-белорусский конфликт по вопросам поставок нефти готов вмешаться МВФ. Эту информацию обнародовал ряд минских СМИ со ссылкой на постоянного представителя фонда в Белоруссии Наталью Колядину. Из ее пояснений следует, что воздействовать на ситуацию МВФ намерен переговорами с Минском.
Наталья Колядина сообщила, что МВФ намерен обсудить с правительством Белоруссии возможные последствия изменений условий поставки нефти из России. По ее словам, этот вопрос также будет в центре внимания очередной миссии МВФ.
Многие эксперты трактуют заявления как намерение воздействовать на позиции обеих сторон. Но похоже, что МВФ как крупнейший кредитор Белоруссии предлагает Минску смириться с условиями Москвы, просчитать последствия и найти выход из этой ситуации.
Напомним, что переговоры проходят в строжайшем информационном вакууме. Эксперты полагают, что Москва не хочет привлекать к вопросу внимание мировой общественности, поскольку очередной энергетический конфликт не облагородит ее имидж. Международные эксперты, которых с удовольствием цитируют в Минске, укрепляются во мнении, что Россия использует вопросы экспорта углеводородов в качестве политического инструмента. Что касается молчания Минска, то там, во-первых, никогда не отличались приверженностью публичности, а во-вторых, очевидно, еще рассчитывают договориться, не успев наговорить лишнего.
Напомним, что на прошлой неделе письмо с изложением белорусской позиции своему российскому коллеге направил президент Александр Лукашенко. Однако пока никакой реакции на это письмо со стороны Дмитрия Медведева нет. Более оживленная, но такая же безрезультативная переписка проходит на уровне правительств. Сначала (еще 9 января) письмо в Москву направил первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. В конце минувшей недели стало известно, что на него ответил вице-премьер России Игорь Сечин. Тон ответа не оставляет белорусам никаких надежд: если Белоруссия воплотит в жизнь свою угрозу повысить стоимость транзита нефти (с 3,9 долл. до 45 долл. за тонну), то может навсегда забыть о беспошлинных поставках этого сырья в свою страну. Никакого официального подтверждения тому, что стороны готовы к компромиссу, о чем неоднократно сообщали источники, так и не появилось. Более того, пресс-секретарь белорусского премьера Александр Тимошенко официально опроверг информацию о том, что Белоруссия готова изменить свою позицию.
Эксперты крайне осторожны в своих прогнозах. Белорусский политолог Валерий Карбалевич в беседе с «НГ» не исключил того, что Россия все-таки откажется от своей жесткой позиции и примет условия Белоруссии под давлением геополитических и военных аргументов: отказ от участия в Таможенном союзе, отсутствие ратификации соглашения по ПВО, какие-то угрозы по российским военным базам. Также эксперт полагает, что существует вполне реальная вероятность, что дальнейшая эскалация конфликта может заставить Белоруссию поменять российского генерального подрядчика строительства АЭС на какого-нибудь другого.
Возможен и вариант уступок со стороны Минска. «Компромисса достичь не сложно, если Белоруссия будет вести переговоры лишь об увеличении с 6,3 до 8 миллионов тонн объемов беспошлинной поставки нефти», – полагает Карбалевич. Россия, в свою очередь, может отказаться от идеи взимания 100-процентной пошлины, если тамошний бизнес будет допущен к приватизации белорусских НПЗ, полагает он. Не исключает эксперт и развязывания Белоруссией полноценной «нефтяной войны». Имеется в виду увеличение стоимости транзита нефти. В этом случае конфликт станет международным.
В случае, если нефть будет облагаться 100-процентной пошлиной, Белоруссия окажется в очень сложной экономической ситуации. В стране и так огромный (более 5 млрд. долл.) дефицит внешней торговли. Потеря нефтяных доходов, составляющих 30% валютных поступлений, может стать источником серьезных социально-экономических проблем, чего в предвыборный год Александр Лукашенко не может допустить.