Шушкевич: Лукашенко 13 января 1991-го в Вильнюсе не было
За событиями 13 января 1991 года в Вильнюсе наблюдали на всей территории бывшего СССР. В Москве на улицы вышли сотни тысяч человек, жители Петербурга также выражали поддержку литовцам, вставшим на защиту свободы и независимости своей страны. Наблюдали за происходившем на улицах литовской столицы, конечно же, и в Беларуси.
По словам Станислава Шушкевича, бывшего тогда заместителем председателя Верховного Совета Беларуси, в связи с событиями в Вильнюсе в белорусском парламенте была "просто буча".
После 13 января в Вильнюс была направлена группа представителей парламента. А заявления белорусского президента Александра Лукашенко о том, что он во время тех событий был в Вильнюсе, Станислав Шушкевич назвал «враньем».
- Я тогда был первым заместителем председателя Верховного Совета, и в парламенте у нас была просто «буча» в связи с событиями в Вильнюсе. Та часть, которую мы сейчас считаем прогрессивной, рьяно протестовала против убийства мирных граждан, вышедших против советского режима. Тем более что Литва, в общем-то, уже была самостоятельным государством, объявила о своей независимости.
В тогдашнем белорусском парламенте мнения в отношении происходившего на улицах Вильнюса разделились. Не все поддерживали литовцев, была значительная группа людей, считавших, что «все это проделки литовских националистов».
- Была и другая группа, которая была абсолютно убеждена в том, что это все проделки литовских националистов. Среди этой группы было довольно много ветеранов. Уже после этих событий в Вильнюс была направлена делегация из трех человек, которую я возглавил. В этой делегации, кроме меня, были «прокоммунистически» настроенный депутат из ветеранов, и наш историк, профессор Анатолий Грицкевич. Мы поехали в Вильнюс, были в парламенте, встречались, возложили венки, цветы погибшим.
По утверждению Шушкевича, Беларусь и Литва в результате визита группы представителей Беларуси в Вильнюс, подписали соглашение, в котором Литва фактически признавалась независимым государством.
- Господин Ландсбергис очень четко выразился, насколько я видел на сайтах. Мы с ним действительно подписывали соглашение о порядке взаимоотношений. Сейчас я не могу найти этого соглашения, оно у нас где-то запрятано. Было заключено соглашение, по которому мы фактически признавали независимость Литвы. Была такая декларация.
В сентябре прошлого года Александр Лукашенко в интервью литовскому изданию Lietuvos rytas заявил, что был во время тех событий в Вильнюсе. Однако его оппонент Шушкевич называет такие заявления белорусского президента «враньем».
- Если кто и ездил в Вильнюс до или во время тех событий, ездил по своему собственному решению. Я не могу точно сказать, кто ездил, но то, что Лукашенко говорит, что он там был - это вранье. Его там и в помине не было. Это абсолютная ложь.
Шушкевич поделился историей, как один из его коллег, членов белорусской делегации, бывший до поездки «прокоммунистически настроенным», изменил свое отношение к защитникам литовской независимости.
- Мы поехали втроем, и тот человек, который был ветераном, был прокоммунистически настроен, встретился в Вильнюсе со своим другом, генералом, бывшим членом ЦК компартии Литвы. После встречи с ним он вернулся к нам в компанию и сказал, что понял правоту литовской стороны, что эти люди защищали свободу и независимость. У человека, который был воспитан по-советски, произошло перерождение. Когда он соприкоснулся с тем, что случилось в Литве, то встал на сторону литовцев, борющихся за свободу.
По словам Шушкевича в белорусском парламенте произошел раскол, но «большинство встало на сторону тех, кто боролся за независимость Литвы». Он полагает, что нынешняя власть в Беларуси восстанавливает «коммунистические порядки в самом дурном смысле этого слова», и в качестве доказательства своего утверждения приводит ответ белорусской прокуратуры на запрос Литвы по поводу выдачи генерала Владимира Усхопчика.
- Ответ прокуратуры по поводу Усхопчика я бы назвал наглым, прокоммунистическим, в самом дурном смысле этого слова. Я не знаю, нужно ли выдавать Усхопчика и можно ли найти юридическое оправдание этому. Но аргументы прокуратуры, что генерал отстаивал конституционный строй… Мы, я, в том числе, как депутат СССР, голосовали за отмену 6-й статьи, и маразм этого строя мы прекрасно понимали. Поэтому говорить сейчас об этом и оправдывать таким образом… Это говорит о том, что наша сегодняшняя власть возрождает коммунистические порядки в самом дурном смысле этого слова. И очень обидно, что некоторые литовские политики высокого ранга считают, что это неплохо.
Сведения о событиях в Вильнюсе 13 января 1991 года, по словам политика, «не дошли до колхозных глубин» Беларуси, а их значение не дошло до этих глубин и по сей день.
- Мне трудно говорить о том, каково было мнение в обществе. Я скажу за тех, с кем контактирую. Белорусская интеллигенция, особенно гуманитарная, всегда была на стороне тех, кто боролся за независимость Литвы. До колхозных глубин этого не дошло. И сейчас не дошло, потому что у нас часто показывают Литву, как страну бедствующих, бедных людей. Наше телевидение очень любит так изображать Литву, после чего показывает сюжеты о прекрасной жизни в Беларуси.