Колесо истории
Колесо истории
О переменах в мировой экономике |
Соединенные Штаты больше не лидер мирового автопрома. Кто производит и продает больше автомобилей? Ответ: Китай. А Германия больше не чемпион мира по экспорту. Кто торгует активнее? Ответ аналогичный. Перемены в мировой экономике неминуемо влекут за собой изменение баланса в мировой политике.
...В 1913 году Генри Форд открыл в Детройте первую конвейерную линию по производству легковушек, с тех пор этот город стали называть автомобильной столицей мира. Здесь разместили свои штаб–квартиры не только «Форд», но и «Дженерал моторс», и «Крайслер». Традиционно в январе сюда на международный автосалон съезжаются лучшие представители не только американского, но и всего мирового автопрома, чтобы себя показать и на других посмотреть. Это как парижская неделя моды для легпрома — Детройт определяет автомобильную тенденцию на весь год.
«Вольво», которая из шведской вот–вот превратится в китайскую (достигнута договоренность о продаже компании), представила новый электромобиль с запасом хода 150 километров. Под электромобили и гибридные авто, к слову сказать, американцы впервые выделили отдельный павильон — так называемую «зеленую авеню»...
«Мерседес» подготовил замену своему старому кабриолету E–класса — новая машинка так устроена, что на ней можно кататься «с ветерком» даже зимой и при этом быть в тепле. Эти немцы, пожалуй, единственные, кто не постеснялся привезти в Америку дорогие «игрушки», — «Ламборджини», «Феррари» и «Порше» вообще не приехали...
Однако главной новостью нынешнего детройтского автосалона стали вовсе не изыски конструкторской мысли. Впервые за всю историю Китай обошел Соединенные Штаты по количеству произведенных и проданных автомобилей. 13,6 миллиона легковушек и грузовиков против 10,4 миллиона. Внутренний автомобильный рынок в Китае за год кризиса увеличился почти наполовину, в то время как американский сократился на 7 миллионов штук. Это при том, что Пекин проводил практически ту же политику, что и западные государства, пытавшиеся поддержать свой автопром на переломе, — налог с продаж был снижен до минимума, а тем, кто менял старую машину на новую, государством выплачивалась компенсация.
Конечно, не стоит преувеличивать значение автомобильной промышленности для Штатов. Времена Форда давно прошли, и структура американской экономики сегодня несколько иная. Когда на пике кризиса стало известно об огромных убытках «Дженерал моторс», это, разумеется, была плохая новость. Только срочное 50–миллиардное вливание из казначейства спасло компанию от разорения. Барак Обама не мог в первый же год своего президентства допустить уничтожения одного из символов американского могущества, а вместе с ним тысяч и тысяч рабочих мест. Но действительно плохой новостью стало бы разорение «Майкрософта» или «Гугла», а потерю «Джи–Эм» Америка уж как–нибудь бы перенесла.
Все это, впрочем, не умаляет заслуг китайцев. Тем более что это не единственное достижение этого года. Хотя китайский Новый год еще впереди, Пекин подводит итоги уходящего вместе с остальным миром. Главный из них — Китай вышел на первое место в мире по экспорту. Многолетний чемпион по этому показателю, Германия, не выдержала конкуренции. На самом деле продажи китайских товаров сократились, но по сравнению с падением немецкого экспорта — незначительно.
Случилось то, что в общем–то и должно было случиться. Берлин философски отнесся к переходу пальмы первенства в другие руки. «Мощный Китай обгоняет Германию и вскоре может превратиться в ведущую экономическую державу мира. Геополитические последствия этого изменения тревожат в первую очередь прежнего мирового лидера — США. Для политически незначительной Германии важнее другие проблемы: возможно, зависящей от экспорта стране требуется новая экономическая модель», — размышляет «Зюддойче цайтунг»...
Нынешний год, по всем прогнозам, должен ознаменоваться еще одной исторической вехой — КНР обойдет Японию по размеру ВВП и станет второй экономикой мира. Тем не менее все достижения КНР нужно делить на количество населения. Пока этот показатель слабоват. И все же если темпы роста не изменятся, то к 2027 году китайская экономика может стать крупнее американской.
Поживем — увидим. Все–таки у китайцев еще масса специфических для нас проблем. Например, там катастрофически не хватает невест, поскольку на 100 девочек рождается 119 мальчиков (пары часто делают аборт, если видят на УЗИ не тот пол ребенка, который бы им хотелось). Но очевидно, что из экономического кризиса китайцы вышли еще более сильными и, вполне допускаю, что главным итогом 2009 года в будущем будут считать становление КНР как супердержавы. Без Пекина невозможно решение никаких глобальных вопросов.
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО