Скребец: Нефтяная война во имя рейтинга
Минск вступил в очередную полосу противостояния с Кремлем. На сей раз – в нефтяную войну. Ежедневные десанты в российскую столицу не приносят ощутимого успеха, и, как предполагают отдельные эксперты, для Александра Лукашенко нынешняя войнушка может закончиться плачевно.
В чем причина нынешней нефтяной войны? Каковы перспективы официального Минска в этом противостоянии с заведомо неравным противником? Ситуацию в интервью «Белорусскому партизану» проанализировал Сергей Скребец, бывший депутат, бывший бизнесмен, бывший политзаключенный.
- Почему-то все эксперты обращают внимание исключительно на объем поставок российской сырой нефти без взимания пошлины. Говорят, что Россия подпишет нефтяное соглашение, если мы согласимся получать беспошлинно 6 миллионов тонн сырой нефти вместо прежних 21 миллиона тонн. Ведутся подсчеты: то Беларусь теряет 3 миллиарда долларов, то Россия субсидирует нас на 2 миллиарда долларов…
Поставками сырой нефти в Беларусь занимаются три государственные структуры и семь частных. С госструктурами все более-менее понятно: реально платят налоги, выплачивают все отчисления в бюджет. Поэтому если экспортная пошлина будет повышена - страна понесет потери. Ведь нефтепереработка убыточна изначально - в бюджете даже предусмотрены средства на компенсацию расходов для нефтеперерабатывающих предприятий.
А вот что касается частных структур - здесь много вопросов. Поставками нефти занимаются «Трайпл» Чижа, Брынцалов, различные «сыновья» и «доченьки» этих структур. Рассмотрим простейший вариант - я коммерсант, например, как Чиж. Привез нефть без пошлины, переработал, продал на Запад. Заплатил явные налоги. Но есть ли механизм, который заставит меня отдать прибыль от продажи нефти в госбюджет? Нет такого механизма. Значит, я кладу прибыль в карман. А поскольку карман в нашем государстве один, эту прибыль я буду вынужден отдать «семье» и структурам, тесно с ней повязанным. Как вы думаете, за что Лукашенко в свое время пересадил всех председателей райисполкомов на «Мерседесы»? Когда в мою бытность депутатом об этом спросили у Лукашенко, он заявил: «Это не ваше дело, но из бюджета я не взял ни копейки». Это те деньги, которые подпитывали режим Лукашенко. А это значит, что «семья» реально может потерять эти самые 3-4 миллиарда долларов.
Второй нюанс, о котором все забывают. Различные независимые институты типа НИСЭПИ публикуют совершенно неверные рейтинги Александра Лукашенко. НИСЭПИ дает, что рейтинг Лукашенко составляет 40%. Это неправда, мягко говоря. Реальный рейтинг Лукашенко - 4-5%. Если же подходить к людям на улице с вопросом «Поддерживаете вы Лукашенко или нет?», запуганный народ отвечает так. Как подсказывает инстинкт самосохранения: да. Ответ «нет» будет равносилен смертному приговору. Поэтому и рисуют такие рейтинги. Александр Лукашенко понимает, что ему срочно нужно поднимать свой рейтинг с ничтожных 5%. Каким способом? Наипростейший и, пожалуй, единственный вариант - затеять войнушку с Россией.
Я вижу несколько выходов для Лукашенко из этого скандала. Первый: подписать то, на чем настаивает Кремль, что, вероятнее всего, и произойдет. Это может случиться в любой момент. Однако эта война позволит Лукашенко козырять перед всеми: я сопротивлялся…
Дело в том, что изменилась ситуация в Европе. Если раньше соседние Литва и Польша на каждом углу кричали, что «Лукашенко - последний диктатор Европы», сейчас отношение к нему радикально поменялось и Лукашенко - едва ли не лучший друг. Дело в том, что все многомиллиардные кредиты, которые Европейский Союз выделял Беларуси то на реформы, то на борьбу с режимом, оседали в Польше и Литве. Мораль такова: вначале - жратва, а потом - мораль. Деньги Евросоюза проедены и новых поступлений не ожидается, поэтому президент Литвы встречается с Лукашенко, литовские инвестиции готовы идти в Беларусь. Деньги все проедены, поэтому сейчас Лукашенко - друг. Это довольно смешно наблюдать со стороны, но все происходит именно так.
Запад уже готов признать и местные выборы, и президентские выборы, а Лукашенко - демократическим президентом. Именно это обстоятельство дает возможность Лукашенко маневрировать, в том числе и шантажировать Россию. Следует обратить пристальное внимание на один едва заметный штришок: никогда ранее посол России не позволял себе делать заявления о том, что Россия не будет поддерживать оппозицию, Россия будет поддерживать Лукашенко. Ранее Москва делала вид и поступала так, словно в Беларуси вообще никакой оппозиции не было, не замечала ее. Теперь российский посол «вспомнил» об оппозиции. Этот момент лично в меня вселяет надежду: если Москва говорит, что поддержит Лукашенко и не поддержит оппозицию, скорее всего, случится наоборот - Россия не поддержит Лукашенко.
Резюмируя сказанное, отмечу, что нынешняя нефтяная война с Россией преследует несколько целей. Лукашенко хочет поднять свой рейтинг, пытается не потерять прибыль будущих периодов и надеется закрепиться на Западе как политик (не знаю, насколько он на самом деле политик), который противостоит российской олигархии.