Союзное государство прикрыли зонтиком ПВО
Об этом говорится в соглашении о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы (ЕРС) ПВО.
25 декабря документ ратифицировал Совет Федерации России. Тем самым было снято последнее препятствие для его вступления в силу.
Соглашение было подписано ещё 3 февраля 2009 г., так что процесс ратификации растянулся почти на год. Оно вступит в силу спустя три месяца после завершение процедуры одобрения парламентами двух стран (в данном случае, 25 марта 2010 г.). Документ подписан сроком на пять лет с автоматическим продлением на такой же срок, если одна из сторон за полгода до его истечения не захочет прекратить действие соглашения.
Документ также превращает единую систему ПВО России и Белоруссии в составную часть общей системы противовоздушной обороны стран СНГ. В новый район охраны воздушного пространства войдут территория белорусского государства, Калининградской области и ряда регионов России, соседствующих с Белоруссией.
Командующий будет назначаться после согласования его кандидатуры между двумя президентами. В состав единой ПВО Союзного государства России и Белоруссии войдут органы военного управления, командные пункты и воинские соединения, несущие боевое дежурство по охране неба двух государств.
Отметим, что ратификация данного документа знаменует собой своего рода точку в не самых простых отношениях России и Белоруссии в уходящем году.
Так, можно вспомнить запрет на ввоз в Россию сотен наименований белорусской молочной продукции. В ответ из уст белорусского руководства последовали резкие слова и действия. Были введены таможенные посты на границе, Александр Лукашенко отказался ехать на июньский саммит глав государств Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Проблема в итоге была все же решена, но осадок остался.
Осложнились наши взаимоотношения и в связи с тем, что, вопреки обещаниям, парламент Белоруссии так и не обсудил вопрос о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. На этом фоне Лукашенко активно стремился укрепить связи с Евросоюзом и впервые за много лет побывал с визитами в его странах - Италии и Литве. А отвечающие за внешнюю политику ЕС Хавьер Солана и Бенита Ферреро-Вальднер стали в Минске постоянными гостями.
Главы МИД стран Евросоюза ещё осенью 2008 г. решили приостановить действие санкций против белорусского руководства. (Правда, ограничения в отношении Белоруссии были сняты не полностью - Евросоюз не совсем устраивает степень существующих в стране демократических свобод). Мало того - Белоруссии пообещали экономическую помощь за участие в программе ЕС "Восточное партнёрство", куда входят шесть стран бывшего СССР, но не Россия.
Лукашенко не отвечал на предложения европейцев отказом и, более того, охотно и многословно рассуждал о необходимости укреплять сотрудничество с Западом. На фоне осложнений с Россией это породило разговоры, что Белоруссия взяла курс на вступление в ЕС, а Союзное государство РФ и Белоруссии вот-вот развалится. Впрочем, тот же Лукашенко не раз давал понять, что развитие отношений с Евросоюзом не является альтернативой активному взаимодействию с Россией.
Лучшим подтверждением того, что Союзное государство вполне жизнеспособно, стало военное сотрудничество двух стран. В сентябре в Брестской области прошли масштабные совместные военные учения, на завершении которых присутствовали Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко. В манёврах приняли участие более 12 тысяч военных, сотни единиц наземной боевой техники, самолёты, артиллерия, силы ПВО. Учений, проводимых с таким размахом, Россия и Белоруссия не устраивали давно.
Нужно сказать, что объективно два государства очень заинтересованы в военном сотрудничестве. Так, практически вся состоящая на вооружении белорусской армии военная техника - российского производства. Она во многом уже устарела, и эта страна очень нуждается в обновлении парка самолётов, танков, новых ракетах и т.п.
Но наша заинтересованность много шире коммерческой составляющей. Хотя бы потому, что, если Белоруссия перестанет являть собою западный рубеж обороны РФ, придётся срочно размещать системы ПВО в Смоленской и Брянской областях. А это требует и времени, и средств. Кроме того, межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) "Тополь" и "Тополь-М" - основа ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России - размещены на белорусских грузовиках МАЗ-7310 и МАЗ-7917.
Необходимо упомянуть и еще об одном. В Белоруссии расположен целый ряд российских военных объектов, обеспечивающих оборону нашей страны на западном направлении. Прежде всего, это радиолокационная станция (РЛС) близ города Барановичи, которая может вести наблюдение за примерно тремя тысячами объектов в небе над Европой. И появление новых РЛС под Санкт-Петербургом и Армавиром не стало полноценной заменой этой станции.
Наконец, в белорусском городе Вилейка расположен пункт управления подводными лодками. Его главное назначение - ретрансляция сигналов на сверхдлинных радиоволнах на российские субмарины, несущие боевое дежурство в Центральной и Северной Атлантике. 6 января 1995 года два государства договорились о передаче объекта в безвозмездное пользование России на 25 лет. Замену ему быстро не построить.
Таким образом, обе страны заинтересованы друг в друге, и ратификация соглашения по ПВО в этом свете представляется логичным. Кроме того, оно свидетельствует о развитии военно-технического сотрудничества - как только что было сказано, одного из столпов Союзного государства. В общем, яснее ясного: все разговоры о кончине союза России и Белоруссии не стоят и выеденного яйца.