Генпрокуратура: министры будут персонально отвечать за коррупцию
В Генеральной прокуратуре Беларуси состоялось совещание по вопросам борьбы с коррупцией в минпроме, минсельхозпроде, минобразования и минздраве. Генпрокурор Григорий Василевич особо подчеркнул "персональную ответственность руководства за состояние антикоррупционной работы и необходимость кардинального повышения ее уровня".
Генпрокуратура установила, что количество совершенных коррупционных преступлений в них остается высоким на протяжении последних нескольких лет, говорится в сообщении ведомства.В 2009 году к уголовной ответственности за различные злоупотребления, связанные с заключением и исполнением хозяйственных договоров, хищение денежных средств и других материальных ценностей привлечены должностные лица подчиненных министерству промышленности РУП «Витязь», РУП «Белорусский металлургический завод» и иных предприятий.
За получение взяток при приеме экзаменов и зачетов осуждены должностные лица, подчиненные министерству образования, Брестского государственного политехнического колледжа, Могилевского государственного университета.
В организациях минсельхозпрода должностные лица наиболее часто совершают преступления, связанные с хищениями денежных средств и других материальных ценностей, внесением заведомо ложных сведений в статистические отчеты и другие официальные документы. Так, в этом году привлечен к уголовной ответственности главный агроном Витебской областной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений за неоднократное получение взяток за незаконную выдачу фитосанитарных сертификатов, рассказали в Генпрокуратуре.
Генпрокуратура: предпринимаемые министерствами меры по борьбе с коррупцией недостаточны
Министерствами принимаются определенные меры по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений. Разработаны и реализуются планы мероприятий по противодействию коррупции. Эти вопросы рассматриваются на заседаниях коллегий и специально созданных антикоррупционных комиссий, используются возможности ведомственного контроля и владельческого надзора. Однако принимаемые меры оказываются недостаточными.
Практика работы правоохранительных органов и результаты социологических опросов населения свидетельствуют, что уровень регистрируемой и скрытой коррупции в сферах здравоохранения, образования, сельского хозяйства и промышленности остается достаточно высоким, отметили в Генпрокуратуре.
В своей практической деятельности антикоррупционные комиссии не всегда надлежащим образом выполняют возложенные на них задачи по координации борьбы с коррупцией и выработке мер по ее профилактике. Как правило, комиссии не проводят всестороннего анализа выявляемых фактов коррупции, причин и условий, ей способствующих, и не вносят предложений о проведении конкретных антикоррупционных мероприятий, в том числе по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, говорится в сообщении.
Формальный подход к рассмотрению вопросов борьбы с коррупцией допускается и в работе коллегий министерств.
Результаты проверок, проводимых органами прокуратуры, показывают, что не удовлетворяет предъявляемым требованиям деятельность министерств по противодействию коррупции методами ведомственного контроля. Качество и результативность ведомственных проверок нередко заслуживают серьезной критики.
При проведении проверок не всегда принимаются исчерпывающие меры по пресечению и предупреждению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению их негативных последствий. По итогам проверок иногда лишь констатируется наличие нарушений, имеющих коррупционную окраску, однако причины этих нарушений и лица, их допустившие, не устанавливаются, размер причиненного вреда не определяется, полное возмещение ущерба и привлечение виновных к ответственности не обеспечиваются.
Ревизоры недостаточно глубоко и не всегда всесторонне анализируют соблюдение законности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств, что влечет злоупотребления, хищения и другие нарушения, сопряженные с уголовной ответственностью.
Повсеместно в системах проверяемых министерств выявляются нарушения порядка истребования, проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе и письменных обязательств по недопущению коррупции. Не практикуется предоставленное законодательством право инициирования нанимателем проведения проверок достоверности сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, что приводит к незаконным фактам получения денежных вознаграждений государственными должностными лицами, констатировали в Генпрокуратуре.