Мацкевич: Надеемся, что наша аргументация дойдет до Минюста
18 декабря в Минске прошло учредительное собрание Ассоциации координации общественных организаций «Ассамблеи НГО». Второе в 2009 году. Первая попытка легализоваться завершилась провалом – Министерство юстиции отказало в регистрации. Учредительный съезд принял устав и другие документы, необходимые при регистрации, которые претерпели лишь косметические изменению по сравнению с поданными в начале года.
Никто из учредителей не отказался от учредительства Ассамблеи НГО. Основателями Ассамблеи НГО выступают все те же организации: Республиканское правозащитное общественное объединение «Белорусский Хельсинский комитет», общественное объединение «Центр по правам человека», «Цэнтр «Супольнасьць», общественное объединение многодетных семей Верхнедвинского района «Сям'я» и другие.
Почему все-таки «ассамблея НГО» предпринимает еще одну попытку легализоваться в Беларуси? Отвечает руководитель рабочей группы АНГО Сергей Мацкевич.
- Сергей, почему учредительное собрание прошло в полуподпольных условиях?
- Почему в полуподпольных? Просто мы относимся к учредительному собранию не как к публичному мероприятию, а как к нормальному рабочему процессу. Мы сегодня собрались создать организацию. Для нас куда важнее сам факт подачи документов на регистрацию и реакция властей на поданные нами документы.
- Ассамблея НГО ведет постоянный мониторинг ситуации в третьем секторе. И кому, как не вам, знать лучше других, что Министерство юстиции не регистрирует организации, чьи задачи не вписываются в официальный курс. Какова ситуация в этой сфере - расскажите?
- Ситуация с регистрацией (или нерегистрацией) складывается достаточно просто. Где-то с начала 21 века количество зарегистрированных общественных организаций в Беларуси держится на одном уровне - 2.200 - 2250 общественных организаций. Это с учетом тех организаций, которые по каким-либо причинам прекращают свое существование, а им на смену приходят другие. Вот на этом уровне Министерство юстиции держит количество общественных организаций.
Насчет регистрации организаций, которые являются оппонентами власти, то мы имеем единичные случаи регистрации, да и то по политической причине - продемонстрировать Европе «либерализацию». Так было, например, с движением «За свабоду». Ситуация не меняется, и не меняется с начала 2000-х годов: есть точечные исключения из правила, которые носят политический характер.
- Ассамблея НГО провела учредительное собрание - второе за 2009 год. Учредители - все те же, программные документы - практически остались без изменений. Так почему вы решили, что Минюст на этот раз зарегистрирует Ассамблею НГО? Что питает ваши надежды?
- Мы просто надеемся, что наша аргументация, в конце концов, дойдет до Министерства юстиции.
Сейчас Минюст фактически не регистрирует общественные организации, то есть, относится к гражданскому обществу ненормально, в большинстве случае - враждебно. Мы хотим переломать эту враждебность. Мы хотим, чтобы власть наконец-то поняла, что это в ее интересах тоже - регистрировать общественные организации, развивать гражданское общество. Сейчас власти ставят палки в колеса гражданскому обществу, а не развивают.
Мы принимали участие в Форуме гражданского общества «Восточного партнерства». И наше участие в этом форуме дает дополнительные надежды на регистрацию.
- А что будет, если Минюст откажет опять в регистрации? Опять - учредительное собрание, опять - подготовка документа с последующей передачей в Минюст?
- Мы и сейчас не очень-то стремились проводить повторное учредительное собрание. Мы пытаемся переубедить власть, что развивать гражданское общество - это и в ее интересах. Правда, перед выборами надежд на регистрацию поменьше.
Не зарегистрирует - будет работать дальше. Как работает «Вясна», как работает «Малады фронт».