Беларусь хочет придать ускорение «Восточному партнерству»
На пресс-конференции по завершении встречи министр иностранных дел председательствующей в Евросоюзе Швеции Карл Бильдт заявил, что очень доволен. По его словам, обмен мнениями прошел конструктивно и продуктивно, и «Восточное партнерство» не просто стартовало, но набирает обороты и сохранит динамику во время председательства Испании в первом полугодии 2010 года.
В свою очередь испанский госсекретарь по делам ЕС Диего Лопес Гарридо гарантировал преемственность политики ЕС: для испанского председательства развитие сотрудничества с восточными партнерами останется одним из приоритетов. Так, уже запланировано две встречи высокого уровня по «Восточному партнерству»: семинар в Мадриде в конце января, который подготовят Польша и Чехия, и встреча министров в Польше.
Единственный, кто на пресс-конференции говорил о проектной деятельности, — это глава МИД Беларуси Сергей Мартынов. Так, на заседании Беларусь, Литва и Украина представили около 20 совместных проектов регионального значения, в частности, в области энергетики, транспорта, транзита, управления границами, общего культурного и исторического наследия.
Реализация проектов в рамках «Восточного партнерства» требует серьезного ускорения, заявил Мартынов. Мол, хватит примеряться, пора работать!
Прогресс новой политики видит и еврокомиссар Бенита Ферреро-Вальднер, которая сейчас отвечает не только за Европейскую политику добрососедства, но и торговлю. В статье, опубликованной, в том числе, и «Белорусскими новостями», евро-мама называет свой проект то младенцем, то подростком, чтобы подчеркнуть, «какой большой путь был пройден за короткое время». По ее словам, идея уже переросла в конкретные программы с общими целями: политической и экономической стабильности и процветания.
«Восточное партнерство» пока, действительно, имеет все шансы стать успешной политикой. Сила и слабость политики в том, что двустороннее и многостороннее сотрудничество определяется потребностями стран-партнеров. Разницу целей стран «Восточного партнерства» уже сейчас демонстрирует различный уровень их отношений с Брюсселем. Так, Украина завершает переговоры по соглашению об ассоциации, а Грузия — об облегчении визового режима и реадмиссии.
Общие усилия, о необходимости которых много говорил белорусский министр, представить сложно, но можно говорить о реализованных амбициях каждой из стран-партнеров в отдельности. Так, хотя всем одинаково интересен свободный рынок и безвизовый въезд в ЕС (второе еще более долгосрочный план, чем первый), цена любого вопроса — соглашений и договоров — это прогресс в области уважения прав человека и рыночной экономики в каждой из столиц «Восточного партнерства».
В конце концов, укреплять объятия ЕС предлагает не просто так. Брюссель заинтересован, чтобы страны-соседи эффективно управлялись, развивались демократически и имели те же нормы, стандарты и ценности.
Беларусь и в «Восточном партнерстве» пока особый случай. Двустороннее взаимодействие с ЕС только началось, зато сразу с самого главного и для властей, и для гражданского общества визового вопроса. Не имея с Минском основополагающего соглашения, Брюссель решил стимулировать демократические реформы краткосрочной перспективой снижения стоимости шенгенских виз для белорусов.
Но продолжится диалог и по менее прагматичным темам, которые предпочитают белорусские власти. Это видно по непростым переговорам о составе белорусской делегации в ЕвроНЕСТе — парламентской ассамблеи «Восточного партнерства». Минск настаивает, что там должны быть только депутаты, Европарламент считает, что официальную делегацию должны дополнить представители гражданского общества страны.
Да и на пресс-конференции Беларуси не дали спокойной жизни. Один из журналистов спросил Карла Бильдта, как отчисление из БГУ студентки Татьяны Шапутько отразится на участии Беларуси в «Восточном партнерстве». Глава МИД Швеции заявил, что будет «абсолютно неприемлемо», если исключение произошло из-за участия Шапутько в Форуме гражданского общества этой политики.
Официальному Минску лишний раз напомнили: действительно, пора бы засучить рукава. Но не только в экономике, но и в области демократических реформах.