Союз «мух и котлет»: цитаты десятилетия

Источник материала:  
Союз «мух и котлет»: цитаты десятилетияКак «отделяли мух от котлет», кто зря гнил в окопах, кому надо было «прекратить жевать жвачку», а кого изрядно наклоняли — в наиболее ярких цитатах о союзном государстве. 

Вот уже десять лет Москва и Минск строят союзное государство. Причем, судя по всему, строят его посредством взаимных упреков и обвинений.

Кто начал первым эту союзническую перепалку, уже сказать сложно. Еще в июне 2002 года тогдашний президент Владимир Путин, комментируя проект конституции союзного государства, сочиненный в Минске, заявил: «И нужно понять, чего мы хотим, чего хотят наши партнёры. Котлеты отдельно, мухи отдельно». И позже с раздражением добавил: «Надо прекратить жевать жвачку».

Образность речей российского президента, похоже, произвела впечатление. Но у белорусского руководителя в запасе тоже оказалась парочка хлестких сравнений: «Все годы, сколько мы ведем диалог в рамках Союза Беларуси и России, этот Союз торпедировался, прежде всего, российской стороной. В чем только нас не обвиняли: и гири на ногах, и хотим решить свои внутренние проблемы за счет России, и кормить нас будут. Мы сами в состоянии заработать себе на жизнь», — парировал Александр Лукашенко.

Дальше – больше. «Даже Ленин и Сталин не додумывались до этого!» — упрекал белорусский президент российское руководство в августе того же года, когда зашел вопрос о присоединении Беларуси к России по частям на правах федерального округа.

Российское руководство, как правило, было немногословно. Наиболее красноречивым аргументом у него всегда выступала цена на газ, что вызывало бурю эмоций у белорусского президента.

«Мы не можем дальше терпеть такую зависимость и унижение от одного государства. Нужно найти эти деньги и отдать России. И заплатить за ресурсы по мировым ценам. И предъявить счёт Российской Федерации по мировым ценам за те все услуги, которые мы им оказываем — от таможни, границы, охраны, защиты Российской Федерации и так далее и тому подобное, — заявил Лукашенко на совещании по вопросам обеспечения энергоресурсами в ноябре 2002-го и строго настрого приказал чиновникам: — Отдайте им. Не берите больше у них долгов. Просите лучше у арабов. Просите у Запада, просите у Америки. Они помогут нам, не глядя ни на какие наши отношения. Категорически запрещаю вести разговоры с Российской Федерацией о заимствованиях. Категорически запрещаю! Ничего не одалживайте у них! (!!!!! – Прим.авт.) Россия обязана выполнить соглашение о равных условиях хозяйствования. Россия обязана выполнять межгосударственное соглашение. Немедленно потребовать от правительства Российской Федерации вернуть нам полмиллиарда, пятьсот миллионов долларов».

Очередным поводом для «союзнических разборок» стало перекрытие Россией в 2004 году вентиля в направлении Беларуси в ответ на отказ подписать с Кремлем новый договор по поставкам газа и задержку с оплатой уже полученного «голубого топлива». Тогда Александр Лукашенко разразился очередной порцией брани в сторону союзников:

«Хочет Путин, чтобы мы платили эти деньги — давайте, будем собираться. От лекарств, от чернобыльцев, от тех, кто в окопах гнил — они у нас, видите ли, богатые — неужели мы не соберем эти 200 миллионов долларов? Соберем, и нами перестанут манипулировать и нас шантажировать. Но при этом прошу проинвентаризировать все наши отношения с россиянами, и мы должны руководству России положить на стол все наши претензии», — возобновил союзную риторику глава Беларуси, после чего назвал действия Кремля «актом терроризма на самом высоком уровне».

А это уже февраль 2007 года. «Союз с РФ — это моя идея и я не собираюсь от этого отказываться, — заявил Александр Лукашенко в интервью агентству Reuters. — Но на тот союз, как это видится РФ, Беларусь никогда не пойдет. Беларусь никогда не откажется от своего суверенитета. Беларусь никогда не будет субъектом России. Такие рыночные отношения, какие предложила нам Россия в последние месяцы, они не могут способствовать строительству союзного государства. Это противоречит здравому смыслу и нормальным отношениям государств, тем более — союзников. Таким образом, уничтожена экономическая основа наших отношений, что являлось фундаментом нашего союза».

Тезис о том, что именно Россия срывает договоренности по союзному государству, будет звучать из уст белорусского лидера еще не раз.

«Не я виноват, что у нас не движется интеграция. Мы были вынуждены развернуться на Запад, вступить в «Восточное партнерство». А куда нам деваться? Президент принимает решение, российское правительство его проваливает», — заявил Александр Лукашенко в ходе рабочей поездки в Могилевскую область мае этого года.

«В том, что мы не продвинулись далеко в союзном строительстве, это не наша вина. Это их вина (России)… Кто не выполняет договор о союзном строительстве союзного государства? Мы должны были провести референдум. Почему не провели? Потому что россияне не захотели, – заявил Лукашенко уже во время поездки в Солигорск, посоветовав российскому руководству «искать у себя причины неурядиц наших отношений».

И еще одна замечательная цитата из той же поездки: «Какая здесь политика? У кого-то в России что-то чешется, как говорил Черномырдин. Так чешите в другом месте».

А это уже из интервью российскому журналисту Михаилу Гусману: «Я уже приводил пример — сначала сахар, потом кондитерские изделия, а потом молоко в Россию не пустили. Просто именем революции сквасили это молоко, вылили и посадили все наши хозяйства. Скажите, Евросоюз себя так ведет? Нет. Они понимают, за что они будут воевать, а мы за что ставим под вопрос жизни наших граждан? ...Как я мог делать вид, что ничего не происходит? А мне бы написали, что Лукашенко приполз в Москву проситься. Да никого мы просить не собираемся. Трудно будет, тяжело, но выживем. Но что получит от этого наша братская родная Россия? Что получит русский, российский народ? Что, опять хочется, чтобы мы ввели границу, Россия ввела границу с нами? Братья или нет?».

Не менее красноречивым оказалось и июньское интервью Александру Проханову, вышедшее в газете «Завтра»: «Встает вопрос, Александр Андреевич, кому надо такое союзное государство? Вы сказали: внутри союзного государства сидит какой-то червь, который съедает саму идею. Что у нас с вами разные элиты — в России олигархическая, во многом, компрадорская, а у нас государственная. Разные типы экономики — у вас опять же олигархически-рыночная, у нас государственная. Психологическая несовместимость лидеров — и это возможно. И еще четвертый фактор. В России существует влиятельная "третья сила", которая сознательно мешает созданию союзного государства. Она действует в интересах Америки и Запада в целом и постоянно вбивает клинья в экономические, политические и психологические сферы взаимодействия, — разразился монологом Александр Лукашенко: — …Возьмите наш союзный договор — это и есть принципы империи нового типа. Путин мне возражает: "Вы знаете, что у нас будет в России? Татарстан, Башкортостан?" Я ему говорю: "Ты мне не задавай таких вопросов. Я буду разбираться у себя в Беларуси, а ты, пожалуйста, разберись у себя в России. Я даже готов работать вместе с тобой в России, чтобы не было этих центробежных сил". В итоге Россия предложила проект Конституции в десять раз слабее Союзного договора. Совсем недавно, когда Президентом стал Медведев, я говорю: "Слушай, Дмитрий Анатольевич, ты новый Президент, давай какой-нибудь свежий импульс дадим нашим отношениям. Пусть люди увидят прогресс. Ведь надо же в свою копилку что-то откладывать, закреплять себя в истории. Давай на высшем Госсовете проведем ревизию наших отношений. Пусть российский Премьер доложит нам, что получилось, что не получилось". Тот ответил: "Давайте". Я ему присылаю повестку дня. Блок экономических вопросов, блок социальных вопросов, оборона и внешняя политика. Я передал российской стороне эту повестку. Но мне отвечают: "И не думайте. Не будет наш премьер отчитываться". Так всё и кончилось ничем».

Не прошло и нескольких месяцев, как Путин вновь был объявлен тормозом союзного строительства. Для создания союзного государства или союза славянских государств, прежде всего, нужна воля глав этих государств, отметил Лукашенко. «Разве была бы проблема в быстром продвижении создания и развития союзного государства, если бы была на это воля Путина и Лукашенко? Не было такой воли, и этот процесс во многом притормозился. Я не буду вникать в детали и не хотел бы об этом говорить. Не Лукашенко в этом вина», — заявил белорусский лидер 2 октября в интервью российским СМИ.

А в начале декабря Лукашенко и вовсе обвинил союзников в желании «излишне наклонить» Беларусь и ее президента.

«Не надо нас подозревать, что мы излишне повернулись от России. Мы никогда никуда не поворачивались и не повернемся. На один шаг России в направлении к Беларуси мы сделаем навстречу России десять шагов. Между тем, скажу откровенно: мы не будем глухонемыми, когда нас начинают излишне наклонять, пинать, во вред работать. Мы на это будем реагировать. Мы этого не заслужили от наших ближайших братьев, когда на нас осуществляется давление, нас начинают волокитить», — сокрушался Александр Лукашенко на встрече с делегацией Приволжского федерального округа РФ во главе с полномочным представителем президента России Григорием Рапотой.

Само же российское руководство все выпады Александра Григорьевича старалось пропускать мимо ушей. Даже во время прямой линии на вопрос, почему российский премьер не отвечает на критику, которая звучит в его адрес со стороны Александра Лукашенко, Путин ответил: «Может быть, это любовь?»

Хотя вряд ли Владимир Владимирович, говоря о высоких чувствах, хотел тем самым польстить белорусскому президенту. Скорее просто намекнул: любовь зла…

В общем, как ни крути, а сомнительное какое-то выходит объединение. Так и подмывает спросить: зачем строить что-то с людьми, которые хотят тебе всеми силами навредить: нагнуть, сломить, запинать… И даже если любят, то как-то двусмысленно. Как говаривал один старый еврей: а оно вам надо?
←Дважды странный праздник

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика