"Независимая газета": "Минск отказывает Москве в приватизации"
Представители органов госуправления Белоруссии заявили, что рассматривают подобные высказывания как шантаж. Причем источник, которого цитирует Интерфакс-Запад, утверждает, что речь идет о желании России купить белорусский нефтеперерабатывающий завод «Нафтан» за бесценок. Очевидно, не желая совсем уж обострять ситуацию, заместитель министра экономики Анатолий Филонов сказал журналистам, что расценивает заявление Сергея Шматко как приглашение к диалогу на эту тему.
Тема поставок российской нефти в Белоруссию в настоящее время весьма актуальна, так как действующий контракт заканчивается, а новый не согласован. Как следует из высказываний белорусских чиновников, необходимые документы подготовлены и согласованы еще в октябре. В ноябре они были направлены правительству России и застряли там, что, собственно говоря, и дает основания наблюдателям в Минске говорить о неких тайных переговорах на эту тему и подозревать Россию в шантаже. Правда, эксперты не склонны думать, что дело дойдет до острой конфронтации по нефтяным вопросам. Белорусская переговорная позиция усилена в последнее время активными действиями по поставкам в страну каспийской нефти. Официальные лица не устают повторять, что Белоруссия будет покупать российскую нефть до тех пор, пока это экономически выгодно. Одновременно с этим идет проработка вариантов альтернативных поставок.
Что касается приватизации и участия в ней российских компаний, то официальный Минск никогда не отрицал такую возможность. Более того, в прошлом году для приватизации единым комплексом были объединены «Нафтан» и «Полимир». На недавнем инвестиционном форуме в Минске глава белорусского правительства Сергей Сидорский признался, что готовность участвовать в приватизации этого комплекса в письменном виде представили «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». Как сообщалось ранее, сторонами подготовлена программа по расширению сотрудничества в ТЭК. Среди прочего она также предусматривает вхождение российского капитала в ОАО «Нафтан». Правда, как утверждают источники «НГ» в околоправительственных кругах Белоруссии, до реализации плана еще дело не дошло.
Как неоднократно писала «НГ», ссылаясь на мнение белорусских экспертов, в сложных и запутанных белорусско-российских отношениях почти все становится предметом торга. Исход его чаще всего зависит от настойчивости переговорщиков. Руководители белорусских предприятий и даже министерств, вероятно, решились бы уже дать старт неким приватизационным процессам. Тем более что соответствующие обязательства есть в программе сотрудничества с МВФ. Однако тормозит приватизацию в Белоруссии жесткая позиция президента Александра Лукашенко. Он неоднократно заявлял о том, что «кризис - это не время для продаж собственности». «Не думайте, что мы в связи с кризисом готовы кому-то там - европейцам, американцам, россиянам - отдать все, что попросят. Как жестко мы относились к вопросам приватизации, так и относимся», - предупредил он. Специфика этого жесткого отношения - продавать только за очень большие деньги и не отдавать полного контроля над продаваемым предприятием. Серьезные инвесторы, как правило, не готовы на такие риски, поэтому белорусская приватизация находится в целом в стагнации.
Ярким примером продвижения приватизационных сделок является затянувшийся торг с российским Сбербанком по поводу покупки контрольного пакета Белстройбанка. Александр Лукашенко заявил, что предлагаемая Сбербанком сумма слишком мала, а значит, «переговоры будут продолжены». По информации местных СМИ, белорусская сторона хотела получить за пакет 500 млн. долл., в то время как российский партнер оценивает его в 150. Недавно появилась информация со ссылкой на некие тайные источники о том, что стороны готовы сторговаться на 300 млн. долл. плюс долгосрочный кредит на 2 млрд. долл.
Местные политологи и независимые эксперты давно говорят о том, что приватизация и связанное с нею ослабление влияния государства на предприятия противоречит философии действующей власти Белоруссии, поэтому ждать от нее открытой и прозрачной масштабной приватизации не стоит. Перестав быть для заводов и фабрик единственным кормильцем, государство в лице Александра Лукашенко потеряет власть. Сначала над ними, а потом и над страной.
Антон Ходасевич, "Независимая газета".