"Частный корреспондент": "Союз через таможню "

Источник материала:  
04.12.2009 15:59 — Новости Политики

В Минске прошёл очередной саммит ЕврАзЭС. Его главный итог — создание Таможенного союза, о необходимости которого говорили уже несколько лет. Наибольшее количество противоречий перед подписанием этих важных документов было у Москвы и Минска. В России импортные пошлины на иностранные автомобили сегодня гораздо выше. Унификация тарифа означает одно из двух: либо Россия уменьшит протекционизм в отношении своего автопрома, либо навяжет свою политику и Белоруссии.

Пакет подписанных в Минске документов регламентирует все процедурные и бюрократические нормы, по которым будет функционировать единое таможенное пространство между РФ, Белоруссией и Казахстаном с 1 января 2010 года. Отныне Таможенный союз не идея сама по себе, а уже реальная организация со своим таможенным кодексом, единым тарифным регулированием и органом наднационального союза. Фактически в новом году от Польши до Китая у нас будет одна таможенная граница, внутри которой торговля будет идти беспрепятственно. Ещё несколько месяцев назад эксперты говорили о том, что само понятие таможенного союза лишь номинальное (как, например, союз Белоруссии и России), и ситуация изменилась лишь летом, когда премьер-министр России Владимир Путин заявил, что Москва намерена вступать во Всемирную торговую организацию не самостоятельно, а вместе с Казахстаном и Белоруссией. Однако для Белоруссии и Казахстана преимущества от подписанных документов не так очевидны.

Об этом, кстати, не раз открыто говорил белорусский лидер Александр Лукашенко. «Это удвоение, усиление позиций Российской Федерации. Это прежде всего сильнейшая поддержка для России, и мы очень надеемся, что Белоруссия, Казахстан не будут на задворках этого Таможенного союза», — заявил он накануне подписания документов. «Мы констатируем, что за полгода унифицируем все таможенные тарифы и пойдём к единому экономическому пространству», — пообещал Батька. А вот российский президент Дмитрий Медведев на всех своих обсуждениях этого вопроса всегда подчёркивал, что союз будет выгоден всем его участникам.

Главный вопрос, волнующий белорусских и российских бизнесменов, — таможенные пошлины на подержанные иностранные автомобили, которые в Белоруссии значительно ниже, чем в РФ. Будет ли их унификация? Лукашенко, как обычно, принимать требования Москвы по повышению не торопится и, очевидно, намерен поторговаться. «Достаточно ли защищены и полностью ли учтены белорусские экономические и внешнеполитические интересы на этапе согласования условий Таможенного союза? Сможем ли мы компенсировать упущенные выгоды от сотрудничества с третьими странами, участвуя в Таможенном союзе, сформированном преимущественно на российских условиях? При участии в Таможенном союзе Белоруссия утрачивает часть своего экономического суверенитета», — сказал он на прошлой неделе. Эксперты расценивают это заявление как требование очередного кредита от России в обмен на «часть» утерянного суверенитета. Собственно, официальный Минск и не скрывает, что хочет добиться от Кремля отмены пошлин на поставки нефти из России. А ещё Белоруссия планирует безо всяких пошлин продавать в России и Казахстане свои легковые автомобили, сборочное производство которых было налажено здесь пару лет назад. В Белоруссии они не продаются: в этом году предприятие планирует продать 200—300 своих машин. Речь идёт о машинах иранской марки Samand, которые в Белоруссии собираются отвёрточным методом.

Впрочем, не конкуренции со стороны белорусских Samand боится отечественный авторынок. Дело в другом: в России из-за высоких импортных пошлин на автомобили цены на них гораздо выше, чем в Белоруссии, у которой собственного автопрома, который необходимо защищать, нет. Соответственно, у наших западных соседей автомобили дешевле на 20—30%. Это приведёт к тому, что либо в РФ автомобили будут ввозиться через Белоруссию, что существенно подорвёт бизнес отечественных продавцов автомашин, либо Белоруссия будет вынуждена смириться с повышением цен на автомобили. Но готова ли страна к этому? «В этом году новые автомобили в Белоруссии почти не продаются. Сокращение — двукратное. Премиум-сегмент вообще не продаётся. Фактически, если сейчас поднять ввозные пошлины на автомобили до уровня российских, это похоронит очень большое число участников рынка», — рассказывает на условиях анонимности топ-менеджер одного из крупнейших автодилеров Белоруссии. По его словам, сейчас все бизнесмены этой отрасли молятся, чтобы Лукашенко не согласился на требования Кремля по этому вопросу, ведь, если Батька даст добро на унификацию, цены на автомобили в Белоруссии в один день вырастут на 30%. По итогам 2008 года в стране было продано 200 тыс. автомобилей. Каждый десятый из них — новый. В этом году продажи, конечно, упали из-за кризиса и связанной с этим девальвации белорусского рубля. По оценкам местных игроков, продажи сократились примерно вдвое.

Не обошёл своим вниманием этот вопрос и российский президент Дмитрий Медведев на встрече с белорусскими журналистами. «Это (Таможенный союз. — «Часкор») чувствительная очень вещь, конечно, особенно для Белоруссии, имея в виду то, что у вас пошлины были незначительные по отношению к нашей стране, — сказал он. — Ну, уж если мы договариваемся о Таможенном союзе, а это в целом для нас выгодно, то мы, конечно, должны унифицировать и пошлины, причём пойти на взаимные действия».

Реально функционировать Таможенный союз начнёт с 1 июля 2010 года. Это первый шаг на пути создания единого экономического пространства: о его перспективах стороны будут говорить 18 декабря в Алма-Ате. «Дальше мы должны действовать быстро и без раскачки. Наша главная конечная цель — создание единого экономического пространства, а Таможенный союз — это шаг, хотя и очень важный, по направлению к этой цели», — уточнил Лукашенко.

Эксперты, впрочем, к пафосным заявлениям президентов относятся со скептицизмом. По мнению белорусского экономиста Леонида Злотникова, Таможенный союз для Белоруссии — это прежде всего надежда на дешёвые энергоресурсы (в частности, низкую пошлину на российскую нефть, которую страна перерабатывает и экспортирует нефтепродукты). Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук в беседе с «Частным корреспондентом» отметил, что «разговоры о льготах продолжатся, но уже в следующем году. Лукашенко давал понять, что для него этот Таможенный союз как бы не совсем и полезен, и он будет гнуть эту линию и дальше. Так что торг, или, точнее, битва, за российские энергоресурсы может продолжиться. Ровно как и торговые войны: конкретики по итогам саммита мы не услышали, а потому у каждого члена союза, очевидно, есть свои соображения по поводу того, каким он должен быть». Эксперт также добавляет, что для белорусской экономики последствия единого таможенного пространства могут быть губительными, особенно в секторе потребительских товаров. «В России предприятия гораздо крупнее, а менеджмент — эффективнее. Если границы не будет, российский бизнес легко вытеснит с наших прилавков белорусский».

Леонид Заико, руководитель аналитического центра «Стратегия», говорит, что Лукашенко, возможно, «выиграл битву, но проиграл войну»: с одной стороны, белорусский лидер заработал очередные очки в плане повышения имиджа (радетель союза, защитник национальных интересов своей страны), с другой — теперь ему будет гораздо тяжелее развивать торговые и политические отношения с Евросоюзом. Меж тем, напоминает аналитик, в текущем году экспорт в ЕС был не меньше экспорта белорусских товаров в Россию.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что уже подписанные в Минске документы ещё ничего не значат. Будет ли союз не только на бумаге, но и фактически, станет понятно ближе к 1 июля, когда стороны должны подписать более конкретные соглашения.

Валентин Мальцев, "Частный корреспондент".

←"Независимая газета": "Минск отказывает Москве в приватизации"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика