Связка Киев — Минск — Вильнюс может стать головной болью для Москвы
24.11.2009 13:22
—
Новости Политики
Вигаудас Ушацкас, Сергей Мартынов и Петр Порошенко |
На встрече трех глав внешнеполитических ведомств рассматривались разные вопросы — от разработки конкретных проектов в рамках программы Европейского союза «Восточное партнерство» до совместного празднования 600-й годовщины Грюнвальдской битвы и создания международного форума экспертов-исследователей исторического наследия.
Но подчеркнем вот что: по итогам переговоров три министра, согласно официальным сообщениям, заявили о твердом намерении своих правительств «и в дальнейшем способствовать надежной поставке энергоресурсов и обеспечению прозрачности в энергетической сфере, взаимовыгодному сотрудничеству в рамках региональных энергетических проектов».
Слегка смущает, правда, выражение «и в дальнейшем». Насколько помнится, до последнего времени никакого мощного сотрудничества по энергетическим проблемам у Минска ни с Киевом, ни с Вильнюсом не было. Скорее, наоборот: с Украиной шли достаточно серьезные споры о цене поставок электроэнергии. Что же касается отношений Беларуси с Литвой, то еще памятны противоречия (периодически принимавшие достаточно острые формы) в связи с намерением каждой из стран построить собственную атомную электростанцию.
Впрочем, в Киеве три министра как бы демонстрировали, что разногласия остались в прошлом и все намеченные планы, включая поставки украинской электроэнергии в Литву с использованием транзитных возможностей Беларуси, будут выполнены.
Определенный оптимизм вызывают и транспортные проекты, в том числе формирование поезда комбинированных перевозок «Викинг», строительство автомагистрали Вильнюс — Минск — Киев, упрощение процедур пересечения границ, создание логистических сетей для повышения эффективности функционирования транспортного коридора между Балтийским и Черным морями. Тем более с учетом возможных аналогичных перспектив, открывающихся в направлении Кавказа, Каспийского региона, Центральной Азии и Скандинавии.
Причем особое значение имеет здесь именно то обстоятельство, что все это предполагается осуществлять в рамках платформы 2 «Восточного партнерства». Тем самым может быть положено начало практической реализации этой программы. Если же учесть, что, по предварительным сведениям, 26 ноября по Белорусскому телевидению должно быть показано обширное интервью, взятое у президента Украины Виктора Ющенко, то складывается впечатление, что белорусское руководство начало, наконец, более или менее серьезно задумываться о диверсификации внешнеэкономической деятельности страны.
Понятное дело, такое сближение Беларуси с далеко не самыми симпатичными Кремлю странами большого удовольствия тому не доставит. Вместе с тем, насколько можно судить по состоявшейся 23 ноября пресс-конференции Дмитрия Медведева для представителей белорусских СМИ, Москва пока остерегается высказывать какие-либо критические замечания в адрес ближайшего партнера на постсоветском пространстве. Судя по словам российского президента, в процессе построения союзного государства существуют лишь некие болезни роста, в целом же будущее интеграции выглядит совершенно замечательным.
Как представляется, причина столь благостных заявлений заключается отнюдь не в приближающемся 10-летнем юбилее этого виртуального образования, а в опасениях, которые вызывает ставшая вдруг неясной позиция официального Минска в отношении создаваемого таможенного союза Беларуси, России и Казахстана.
В свете этого вторая половина предстоящей недели обещает быть весьма интересной. Во-первых, крайне любопытно, как пройдет в Москве 25 ноября совместное заседание коллегий белорусского и российского МИДов. Надо полагать, Сергей Лавров захочет узнать у своего коллеги, в какой степени киевские решения согласуются с целями «союзного строительства».
И, конечно, несравненно более интригующим становится вопрос, какими же окажутся итоги намеченного на 27 ноября заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС. На нем планируется подписание документов, которые как раз и должны положить начало функционированию таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Ситуация же накануне события, мягко говоря, не безоблачная.