"Независимая газета": "Минск снижает зависимость от Москвы"
Нельзя сказать, что ранее двусторонние контакты между странами СНГ совсем отсутствовали. Диалог Минск-Баку, например, не прерывался. Имели место и контакты на высшем уровне. Не было разногласий и с Казахстаном. В то же время отношения с ориентированной на Запад Украиной были фактически заморожены из-за отсутствия диалога на уровне Минск-Брюссель. Визит же Александра Лукашенко в Киев на прошлой неделе был таким же «сладким», как некогда встречи братьев по союзу Белоруссии и России: страны братские, «как бы это кому не нравилось», сотрудничество «стратегическое». С весны нынешнего года у Азербайджана, Украины и Белоруссии появилось и свое альтернативное СНГ интеграционное объединение - «Восточное партнерство». Обсуждение проектов в рамках этой программы - новая тема в отношениях стран.
К активизации двусторонних контактов со странами СНГ Белоруссию подталкивает и экономика. В сравнении с прошлым годом Россия почти вдвое уменьшила количество приобретаемых у Минска тракторов, «МАЗов» и комбайнов. Склады белорусских предприятий переполнены, трактора и «МАЗы» не умещаются на стоянках. Например, объем складских запасов белорусского автопрома превышает среднемесячный объем производства в 3,3 раза. Лукашенко постоянно подчеркивает, что половина товарооборота страны приходится на европейские страны, однако он не уточняет, что туда экспортируются только удобрения, нефть и нефтепродукты. Рынок сбыта сельхозтехники - Россия, Венесуэла, Иран, страны СНГ. Потеряв частично российский рынок, Минск вынужден искать альтернативу на просторах СНГ. Итоги переговоров премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского в Казахстане подтверждают это. Напомним, что речь шла о возможной реализации 37 совместных проектов. В понедельник стороны договорились о создании СП по производству молочных продуктов из белорусского сырья. По вопросам организации в Казахстане производства белорусских лифтов, «БелАЗов», сельхозмашин стороны достигли договоренностей и определили условия финансирования.
В Азербайджане уже собирают белорусские трактора и грузовые автомобили, обсуждается возможность организации сборки автокранов, лифтов, производства лекарств, зеркального полотна и оконных блоков. Без сомнения, главным стратегическим направлением сотрудничества двух стран могут стать нефтяные проекты. Причем здесь пересекаются интересы всех вышеупомянутых государств СНГ. Объединить их может нефтепровод Одесса-Броды: если на территории Белоруссии построить перемычку между этим нефтепроводом и нефтепроводом «Дружба», то нефть из Казахстана и Азербайджана можно транспортировать в страны Балтии через Украину и Белоруссию. О том, что проекты прорабатываются, говорят уже давно. Тормозит пока позиция Казахстана, который не хочет участвовать в проекте без России. Куда более вероятной эксперты называют перспективу переработки азербайджанской нефти на белорусских НПЗ. Причем Белоруссия не единожды заявляла о своем желании добывать нефть в Азербайджане.
Официальный Минск, комментируя внешнеэкономическую активность, не устает повторять, что осознал ошибки прошлого «полета на одном крыле», имея в виду замкнутость экономики на России. При этом постоянно подчеркивается, что диверсификация никоим образом не повредит белорусско-российским отношениям. С позиции белорусских интересов это так. Имея запасной вариант получения нефти на свои НПЗ, она будет покупать и российскую нефть. Пока это будет выгодно. Зависимость же от России в результате этих диверсификационных мероприятий с каждым годом будет снижаться.
Антон Ходасевич, "Независимая газета".