Ольга Абрамова: «Судьба Союза будет как у чемодана без ручки»
Вчера в ходе заседания в Москве комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам были озвучены планы по сокращению расходов «союзных» чиновников. Однако за громкими планами кроются незначительные цифры – предполагается, что расходы на содержание органов Союзного государства снизятся с 7% до 6% от общего размера бюджета. Вместе с тем, как передает БЕЛТА, и бюджет Союзного государства, и отчисления в него стран предполагается оставить прежними. Свою точку зрения на то, насколько оправдано такое сокращение расходов на чиновников и нужны ли вообще «союзные» чиновники, «Ежедневник» попросил высказать экс-депутата Палаты представителей Национального собрания Беларуси Ольгу Абрамову:
– Это, скорее, сохранение некоего ритуала. Если существует законодательно оформленная структура в виде Союзного государства, то, соответственно, у нее должен был аппарат. То есть должно быть все, как у людей. Ну и, естественно, со всеми вытекающими последствиями – наличием большого числа рабочих мест, которое не всегда оправдано острой необходимостью. Поэтому вопрос сокращения расходов поставлен абсолютно правильно. И я думаю, он устроит и Россию, и Беларусь. Теперь можно перед своими согражданами отчитаться, что в трудную годину, во времена кризиса, сокращению расходов уделено внимание и межгосударственной структуры.
– А вообще такой Союз Беларуси и России нужен?
– В той форме, в какой он существует сегодня… подобный вопрос правомерен. Но правильно поставить вопрос, существует ли Союз вообще. В военно-политической области он существует. Это достаточно продвинутые сферы – военно-политическая и военно-техническая. Можно сказать, что он существует и в культурной сфере, так как здесь проводится достаточное количество интеграционных мероприятий. А в экономической области… По моему мнению, ни в каком Союзе экономика и не нуждается. Она говорит сама за себя и развивается в зависимости от целесообразности. То есть говорить о Союзе сложно, потому что его конфедеративного оформления не произошло. И я думаю, судьба Союза будет как у чемодана без ручки.
– То есть и нести тяжело и бросить жалко. Но может, нужно не сокращать расходы на аппарат Союзного государства, а вообще его упразднить?
– Нет, этого не произойдет. И не только потому, что в эти структуры за долгие годы на хорошие рабочие места встроилось уже довольно значительное число государственных людей. Но и потому, что народы не поймут. Осудят. Спросят: чем 10 лет занимались?
– Но многие и так не понимают, чем 10 лет занимались…
– Ну, для Беларуси этот Союз был очень, исключительно выгоден. Он подводил базу под получение больших экономических преференций от Российской Федерации. Он подводил базу под создание большого числа союзных программ, которые разворачивались в белорусской экономике и на территории Беларуси. Создавал рабочие места для производства продукции, которая реализовывалась, прежде всего, в России.
– Сейчас же многих экономических преференций уже нет.
– Если не будет смены внешнеполитического курса Беларуси, открытой, декларируемой смены вроде того, что «наш путь на Запад», никто отменять Союзное государство не будет. Потому что с точки зрения политической это невыгодно для правящего класса и той, и другой страны.
– А какова необходимость существования Парламентского собрания Союза Беларуси и России? Насколько оно эффективно?
– Знаете, это тоже атрибутика. Я бы сказала, что во многих отношениях соответствующие структуры в ЕврАзЭС оказываются более эффективны, чем эти межпарламентские связи. Возможно, я просто недостаточно осведомлена. Но у меня за годы работы в Палате представителей двух созывов сложилось впечатление, что это декоративное, орнаментальное образование.
– Но жить оно будет?
– Думаю, да. Это те звезды, которые зажглись и кому-то нужны.