Лукашенко выбрал Украину без выбора
5–6 ноября Украину посетил Президент Беларуси Александр Лукашенко, который не совершал официальных визитов в Украину с 1997 года. Стороны достигли согласия о договорно-правовом оформлении государственной границы, договорились о сотрудничестве в рамках инициативы ЕС «Восточное партнерство». Результаты визита по просьбе УНИАН прокомментировали эксперты.
Валерий Чалый, Центр Разумкова:
ЛУКАШЕНКО ХОЧЕТ АКТИВНЕЕ РАБОТАТЬ НА ЗАПАДНОМ
НАПРАВЛЕНИИ
Последние контакты на высшем уровне между Украиной и
Беларусью раскрывают новые возможности для развития
двусторонних отношений.
Нам надо воспользоваться достигнутыми договоренностями
для расширения взаимодействия на всех направлениях - в
экономике, энергетике, проектах по реализации общих
интересов в Европе, поскольку обе страны находятся в ее
центре.
Один из первых визитов министра иностранных дел Украины
Петра Порошенко был в Минск. Это свидетельствует, что
сегодня больше внимания уделяется реализации
прагматичного, более эффективного внешнеполитического
курса. Это абсолютно правильно, потому что в первую
очередь нужно посмотреть вокруг себя. В соответствии с
украинскими приоритетами внешней политики, нашей основной
задачей должно быть развитие дружеских и взаимовыгодных
отношений с соседними странами. Для любого государства
это приоритетная задача.
Отношения с Беларусью некоторое время были в замороженном
состоянии. Продвижение на некоторых важных направлениях
сотрудничества тормозилось.
Один из ключевых вопросов в двусторонних отношениях -
ратификация белорусской стороной Договора о
государственной границе, который 12 лет ждет этого
момента. Это решение стало определенной сенсацией. Думаю,
оно стало результатом хорошей подготовительной работы на
уровне министров иностранных дел еще в Минске. Теперь
президенты в своем заключительном коммюнике
констатировали, что этот вопрос будет решаться, потому
что политическая воля уже проявлена.
Подписание меморандума о сотрудничестве в рамках
инициативы ЕС "Восточное партнерство" свидетельствует о
том, что Украина действительно играет лидерскую роль в
своем регионе. Это также демонстрирует желание Беларуси
активнее сотрудничать на европейском направлении.
Виталий Кулик, директор Центра исследования проблем
гражданского общества:
ЕС И КИЕВ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ СТЕРЕОТИПОВ
Украинско-белорусские отношения нуждались в перезагрузке
и отказе от определенных стереотипных представлений друг
о друге. Киев, как и ЕС, пересмотрел свою позицию
относительно Беларуси в плане демократичности
политического режима.
Да, на сегодня Европа пересматривает свое отношение к
Лукашенко, и ведущие европейские страны - такие, как
Германия и Великобритания, - уже говорят не о последней
диктатуре в Европе, а о прагматичном диалоге. Киев должен
был быть первым, кто бы это сделал, должен был бы стать
провайдером этой новой политики относительно Беларуси и
предложить ее ЕС. Однако мы шли в фарватере... Именно
Украину Минск рассматривает как одного из возможных
партнеров для налаживания диалога с ЕС. Мы одни из тех,
кому в Минске доверяют, кто не имеет какой-то
предубежденности со стороны белорусских чиновников.
Между Украиной и Беларусью накопились много нерешенных
проблем в торгово-экономической сфере. В частности,
достаточно жестко стоит вопрос об интеграции Беларуси в
несколько украинских транспортных проектов. Кроме того,
это вопрос кооперации и решения проблем, связанных со
снятием искусственных ограничений в деятельности
украинских экономических агентов в Беларуси и белорусских
экономических агентов в Украине, вопросы синхронизации
таможенной и налоговой политики...
Беларусь сейчас понимает необходимость гармонизации
своего экономического законодательства в соответствии с
требованиями Европейского Союза.
Мы являемся конкурентами в некоторых сферах. Но, скажем,
объединение наших ресурсов позволит нам выйти на рынки
некоторых стран и даже стать монополистами на
постсоветском пространстве в поставках комбайнов и другой
сельскохозяйственной техники.
Эти вопросы не решались на протяжении четырех лет из-за
нехватки политического диалога как между руководителями,
а также на институционном уровне. Сейчас президенты
Лукашенко и Ющенко фактически запустили такой диалог.
Первая встреча была в Чернигове, потом продолжалась
интенсификация переговорного процесса на уровне
премьер-министров и вице-премьеров. В отличие от Украины,
где контакт с Президентом - это одно, а с премьером - это
другое, в Беларуси четкая вертикаль власти, где Президент
многое решает. В связи с этим для Президента Беларуси
важным был прямой политический диалог с Ющенко.
Сейчас они инициировали такой диалог, создается база
украинско-белорусских отношений на перспективу после 2010
года. Запускается работа на уровне межгосударственной
комиссии, советов безопасности, правительств... Между
двумя странами подписано около 70 соглашений, которые
"обрастут мышцами".
С другой стороны, Лукашенко пытается создать систему
взаимодействия с Украиной для построения или хотя бы
синхронизации определенных элементов диалога с Россией
после 2010 года. Это тоже база для будущих
переговоров.
Сейчас Лукашенко находится в сложных отношениях с
Москвой, и встреча с Ющенко - это небольшой укол Москве,
некая собственная позиция в отношениях с Россией.
В ходе визита достигнута договоренность
договорно-правовом оформлении государственной границы.
Демаркация границы увязывалось белорусской стороной с
решением вопроса задолженности украинских предприятий
начала 90-х. Беларусь подчеркивала, что эта задолженность
государственная, Украина отмечала, что она возникла между
субъектами ведения хозяйства. Неуступчивость белорусской
стороны была четкой в этом вопросе. Украина могла
погасить ее, потому что это не большие деньги, но у нас
были такие же так называемые "задолженности" с
Узбекистаном и некоторыми другими странами постсоветского
пространства, значительная часть которых была не
урегулирована. Потому, скорее всего, речь идет о том, что
Украина и Беларусь нашли механизмы неденежного решения
этих задолженностей, например, путем создания преференции
для белорусских предприятий, определенных таможенных
уступок или поставок на льготных условиях каких-то
комплектующих.
Думаю, парламент это сделает, хотя иногда он не выполняет
обещания Лукашенко, как, скажем, это было с признанием
Абхазии и Южной Осетии. Но тональность выступлений
Лукашенко в Украине свидетельствует о том, что в этот раз
парламент прислушается к Президенту Беларуси и
ратифицирует документ.
Виталий Бала, директор Агентства моделирования
ситуаций:
КОМАНДА ПРЕЗИДЕНТА ПОСТУПИЛА АБСОЛЮТНО ПРАВИЛЬНО
Интенсификация диалога Украины с Беларусью не направлена
против России.
Речь идет о том, чтобы выработать общую позицию. О
прагматичных, конкретных, выгодных отношениях. Когда это
будет выгодно обеим странам, то они найдут общий язык,
даже если это будет вызывать определенное недовольство
России.
У Ющенко есть некоторые проблемы в общении с
руководителями других стран. О России здесь вообще не
приходится говорить - этот конфликт известен. Но есть
проблемы и с руководителями западных стран. Это
объясняется, в частности, тем, что срок президентских
полномочий Ющенко заканчивается. Президент стал "хромой
уткой", согласно мировой практике нецелесообразно решать
с ним какие-либо принципиальные вопросы, поэтому
наблюдается определенное затишье. Кроме того,
неопределенная политика и хаос в Украине не добавляют
желания сотрудничать с нами.
В этом контексте команда Президента поступила абсолютно
правильно. Мы видим, что демонстрируется визуализация
дружеских отношений.
Также имеет место самоуспокоение для Ющенко - вот есть
такой Президент, с которым можно нормально говорить и
чувствовать себя в дружеской обстановке.
У Лукашенко небольшой выбор для поиска страны, которая бы
могла способствовать в налаживании контактов с Западом.
Потому абсолютно логично и нормально, что он
договаривается с Украиной.