Утро.Ru: Батька пошел в разнос. Но это не помогло

Отправившийся на Украину в разгар предвыборной эпидемии не то гриппа, не то легочной чумы Александр Лукашенко решал свои, совершенно конкретные задачи. А принимавший его Виктор Ющенко – свои. "Последний тиран Европы" и "дохлая утка" украинской политики нашли друг друга. Но если для уходящего президента Украины в братании с соседом было больше пиара, то для Лукашенко этот мотив стоял на втором месте.
На фоне первых снегопадов белорусский
лидер готовится к переговорам с Россией по газовым ценам,
да и вопрос с выделением кредита все никак не решится. В
общем, двусторонние отношения нуждаются в дополнительном
стимулировании. В качестве стимулов Москве, как водится,
предъявили "кнут" и "пряник". Либо разворот суверенного
соседа на Запад, присоединения к проекту углеводородного
транзита в обход России, к "санитарному кордону" от
Балтики до Черного моря и клубу проамериканских
сателлитов, либо "все забыть и простить" и в качестве
первого шага вернуться к вопросу признания независимости
Абхазии и Южной Осетии.
"Пряник" за год зачерствел, но был сразу замечен, тем
более что на этот раз дело дошло до создания специальной
комиссии. А для демонстрации "кнута" понадобился Ющенко -
и в качестве члена европейской программы "Восточное
партнерство", на спонсорство которой рассчитывают в
Минске, и как представитель интересов Вашингтона на
постсоветском пространстве. Первое пригодится в любом
случае, а второе - на случай, если договориться с Москвой
не удастся и придется действительно разворачиваться и
как-то двигаться на Запад.
Учитывая репутацию белорусского лидера, в этом деле ему
будет нужен поводырь или, как говорят теперь, шерпа. И
лучшего кандидата на эту роль, чем Ющенко, особенно, если
тому удастся повременить с выборами, нет. Другие соседи -
Польша и Прибалтика - слишком высокомерны. Их уже научили
говорить правильные слова о партнерстве, но когда доходит
до дела, то даже изрядно потрепанная кризисом Латвия
трактует белорусские предложения о сотрудничестве как
подтверждение своей "востребованности и успешности" и тут
же начинает "учить демократии".
Что касается Старого Света, он относится к Беларуси
крайне настороженно, что лишний раз подтвердили итоги
прошедшего в конце прошлой недели Минского форума, на
который съехались политики, аналитики и дипломаты 20
европейских стран. Белорусская сторона зазывала к себе
западноевропейский бизнес, а в ответ слышала напоминания
о необходимости политических реформ. С такими каши не
сваришь. Они, может, и пойдут на какие-то формы
сотрудничества, но все равно в свою компанию не примут и
подыгрывать в шантаже Москвы не станут. А Лукашенко
хочется выйти на геополитический простор и поговорить о
"стратегическом партнерстве". Он и говорил - в Киеве,
постоянно возвращаясь к Москве, которую "напрягает
сближение Беларуси и Украины, но это ее проблемы". Ющенко
довольно кивал: дескать, да, мы тут собрались и вместе
противостоим газовому давлению России.
Никаких иных серьезных вопросов два президента не решали.
Разговоры о поставках электроэнергии, торговле,
организации автоперевозок и транзитах были лишены
конкретного содержания. Да и не президентское это дело.
Единственная выигрышная тема - договор о границе. Он
находится в подвешенном состоянии уже 12 лет. Детали
договора прорабатываются министерствами иностранных дел
двух стран, но воз и ныне там. Все это могло продолжаться
и дальше, если бы Белоруссии - в контексте ее
присоединения к "Восточному партнерству" - не
понадобилось решить пограничные вопросы.
А для Ющенко с помпой подписанный договор - это и
неплохой пиар, и снятие формального препятствия для
присоединения к НАТО. В этом смысле вся шумиха вокруг
договора о границе - тоже послание Москве. Ведь, открывая
дорогу на Украину для НАТО, Белоруссия фактически играет
против России, нарушая если не букву, то дух договора о
Союзном государстве. Не должен один из его участников
подобного договора совершать действия, противоречащие
национальным интересам другой стороны. Но в этом плане
Лукашенко подстраховался. За две недели до визита он
обвинил в разрушении Союзного государства руководство
России, то есть как бы развязал себе руки.
В общем, весь этот сюжет можно рассматривать в качестве
иллюстрации того, что происходит на всем постсоветском
пространстве, лидеры которого больше заняты поиском
собственной самоидентификации, нежели выстраиванием
устойчивых отношений между собой. Отсюда все их метания
между центрами силы, отсюда и вялая реакция Москвы на
геополитические виражи Лукашенко. За последние пять лет
белорусский лидер несколько раз пытался совершить "ходку"
на Запад, и это уже просто надоело.
Лукашенко привык гордиться "белорусским чудом", базой
которого были особые отношения с Россией. Минск закупал
энергоносители по внутрироссийским ценам, а готовую
продукцию продавал по мировым. И не давал ничего взамен.
А когда Москве это надоело, Батька пошел в разнос. Но это
не помогло.
За последние годы Россия серьезно перестроила свою
политику в отношении государств СНГ. Москва по-прежнему
видит в них партнеров и занимается разрешением
периодически возникающих конфликтов. Но она больше не
считает себя "старшим братом", обязанным всех опекать,
мирить и учить уму разуму. Уроки, преподанные "цветными"
революциями, не прошли даром.